• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание экономической теории строится исходя из требующего уровня переподготовки руководителей ОУ. Знания, полученные слушателями при ее изучении, являются основой всех экономических, профессиональных и специальных дисциплин.

Курс рассчитан на сложившихся специалистов, имеющих высокий образовательный уровень, но не знакомых в достаточной мере с современной экономической теорией.

Раздел I «Введение в экономическую теорию» - изучаются и обобщаются основные понятия экономической теории.

Раздел II «Микроэкономика» - изучаются законы рационального поведения отдельных экономических субъектов - как части экономической системы.

Раздел III «Макроэкономика» - характеризуется экономическая система в целом, т.е. национальная экономика или национальное хозяйство. Данный раздел программы разработан при участии канд. эконом. наук Красикова Н.В.

Раздел IV «Теоретические основы международной экономики» - излагаются закономерности развития мирового хозяйства.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков руководителей образовательных учреждений, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании».

Задачи дисциплины:

1. Раскрытие сущности экономических явлений и процессов.

2. Формирование современного экономического мышления у сложившихся специалистов, не владеющих современной экономической теорией, но имеющих высокий образовательный уровень и развитые навыки самообучения.

Категория обучаемых: руководители образовательных учреждений.

Срок обучения: 64 ч., в т.ч.

Лекции – 14 ч.

Практические занятия – 8 ч.

Самостоятельная работа – 42 ч.

Режим занятий: 6 – 8 учебных часов в день.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯСОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, изучивший дисциплину, должен:

знать:

· сущность основных экономических явлений и процессов;

· основные тенденции развития экономики в современных условиях, особенности развивающейся рыночной экономики России;

· экономические механизмы, определяющие поведение, субъектов хозяйствования в т.ч. субъектов образования;

· основы организации финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования.

уметь:

· четко ориентироваться в окружающей экономической обстановке;

· понимать последствия принимаемых экономических решений в ходе финансово-хозяйственной деятельности.

иметь представление:

· о факторах, влияющих на развитие отдельных экономических процессов, в т.ч. в образовании;

· об особенностях развития рыночных отношений, определяемых конкретными историческими условиями.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование

Всего

В том числе

Форма

п/п

разделов

часов

лекции

семинар.,практ. занят.

самост. раб.

контроля

I

Введение в экономическую теорию

5

1

1

3

тест

II

Микроэкономика

20

8

3

9

тест

III

Макроэкономика

35

4

4

27

тест

IV

Теоретические основы международной экономики

4

1


3

тест

Итого:

64

14

8

42

зачет

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич.

занятия

Самост. работа

I

Введение в экономическую теорию

5

1

1

3

тест

1.1.

Экономика как наука и сфера деятельности человека

5

1

1

3

собеседование тест

II

Микроэкономика

20

8

3

9

тест

2.1.

Спрос, предложение и рыночное равновесие

5

2

1

2

заполнение таблицы

2.2.

Издержки производства и прибыль

5

2

1

2

эссе

2.3.

Конкуренция

6

2


4

собеседование

2.4.

Рынки ресурсов

4

2

1

1

собеседование

III

Макроэкономика

35

4

4

27

тест

3.1.

Государство в рыночной экономике. Социальная политика и распределение доходов

11

2

1

8

эссе

собеседование

3.2.

Денежный рынок и денежно-кредитная политика

6



6

тест

3.3.

Макроэкономическое неравновесие: инфляция и безработица

10

1

1

8

эссе

3.4.

Экономика образования

8

1

2

5

эссе

IV

Теоретические основы международной экономики

4

1


3

тест

4.1.

Современная международная экономика

4

1


3

тест

Итого:

64

14

8

42

зачет

5.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Введение в экономическую теорию

(лекции – 1ч., практические занятия – 1ч., самостоятельная работа – 3ч.)

Тема 1.1. Экономика как наука и сфера деятельности человека

Предмет экономическая теория. Методы экономической теории. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Практическое занятие:

Самостоятельная работа: Факторы производства. Три главные проблемы экономики. Экономические системы и их типы. Заполнение таблицы (р.5.2.1.)

Раздел II. Микроэкономика

(лекции – 8ч., практические занятия – 3ч., самостоятельная работа – 8ч.)

Тема 2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие

(лекции – 2ч., практическое занятие – 1 ч., самост. работа – 2ч.)

Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Практическое занятие: Решение задач

Самостоятельная работа: Решение задач

Тема 2.2. Издержки производства и прибыль

(лекции – 2ч., практ.занятия - 1 ч., самост.работа – 2ч.)

Сущность бухгалтерских и экономических издержек. Постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Прибыль: бухгалтерская, экономическая, нормальная.

Практические занятия: Решение задач

Самостоятельная работа: Эссе (см. р.5.2.1.) Тема для самостоятельного изучения: Амортизация.

Тема 2.3. Конкуренция

(лекции – 2ч., самост.работа –4ч.)

Сущность и роль конкуренции в экономике. Совершенная конкуренция. Рыночные структуры несовершенной конкуренции.

Тема для самостоятельного изучения: Антимонопольная политика.

Тема 2.4. Рынки ресурсов

(лекции – 2ч., прктическое занятие – 1ч., самостоятельная работа – 1ч.)

Рынок труда. Рынок капитала. Инвестиции. Дисконтирование. Рынок природных ресурсов. Рента и арендная плата. Цена земли.

Практические занятия: Решение задач

Самостоятельная работа: Решение задач

Раздел III. Макроэкономика

(лекции – 4ч., практические занятия – 4ч., самостоятельная работа – 27 ч.)

Тема 3.1. Государство в рыночной экономике. Социальная политика и распределение доходов

(лекции – 2ч., практическое занятие – 1ч., самостоятельная работа – 8 ч.))

Государственное регулирование экономики цели, направления, методы. Краткосрочная и долгосрочная экономическая политика. Особенности экономической политики в России.

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг. Налоги и фискальная политика государства.

Социальная политика государства и ее основные направления. Сущность доходов, их формы и источники. Неравенство доходов и его причины. Приоритеты государственной социальной политики в России.

Самостоятельная работа: Эссе и вопросы для обсуждения(см. р.5.2.1.)

Тема 3.2. Денежный рынок и денежно-кредитная политика

(самостоятельная работа – 6ч.)

Деньги: сущность, функции, виды. Банки и банковские операции. Банковская система. Денежные агрегаты и уравнение обмена. Денежно-кредитная политика государства.

Тема 3.3. Макроэкономическое неравновесие: инфляция и безработица

(лекции – 1ч., практическое занятие – 1ч., самостоятельная работа –8 ч.))

Сущность инфляции, ее типы и виды. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Сущность и основные причины безработицы. Формы безработицы. Последствия безработицы и меры по снижению ее уровня.

Самостоятельная работа: Эссе и собеседование по вопросам (см. р.5.2.1.)

Тема 3.4. Экономика образования

(лекции – 1ч., практические занятия – 2ч., самостоятельная работа – 5ч.)

Роль образования в экономическом подъеме России. Экономическая природа образовательных услуг. Рынок образовательных услуг. Организация бюджетного финансирования. Казначейские исполнения бюджета. Организация бухгалтерского учета.

Образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда. Развитие экономической самостоятельности ОУ.

Практические занятия: Решение задач

Самостоятельная работа: Эссе и собеседование по вопросам (см. р.5.2.1.)

Раздел IV. Теоретические основы международной экономики

(лекции – 1ч., самостоятельная работа – 3ч.)

Тема 4.1. Современная международная экономика

Сущность и главные тенденции мировой экономики. Международная торговля. Валютный курс. Валютный рынок. Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс.

Самостоятельная работа: Глобальные экономические проблемы.

5.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.2. 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная :

1. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. М; Проспект, 1998.

3. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. идол. М.: Проспект, 2006.

4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Финстатинформ, 1997.

5. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2004.

6. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Нико­лаевой. М.: ЮНИТИ, 2000.

7. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П, Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2001.

8. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное посо­бие /Подред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2002.

9. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. Ml: Проспект, 2003.

10. Экономическая теория. Учебное пособие. Экспресс-курс./ Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2007.

11. Макроэкономика. Теория и российская практика./ Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной. 2-е изд.- М.: Кнорус, 2005.

Дополнительная :

12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс. М.: Республика, 1992.

13. Микроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. М.:Кнорус, 2005.

14. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, ЕЛ. Киселевой. Киров, 1993. (то же - 1995).

15. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК, 1997. (то же - М.: Юристь, 2002).

16. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В Д. Камаева. М., 1995.

17. Протас В.Ф.Микроэкономика: Структур но-логические схемы. М.: ЮНИТИ, 1996.

18. Протас В.Ф.Макроэкономика: Структурно-логические схемы. М.: ЮНИТИ, 1998.


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы