| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статистика
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание экономической теории строится исходя из требующего уровня переподготовки руководителей ОУ. Знания, полученные слушателями при ее изучении, являются основой всех экономических, профессиональных и специальных дисциплин. Курс рассчитан на сложившихся специалистов, имеющих высокий образовательный уровень, но не знакомых в достаточной мере с современной экономической теорией. Раздел I «Введение в экономическую теорию» - изучаются и обобщаются основные понятия экономической теории. Раздел II «Микроэкономика» - изучаются законы рационального поведения отдельных экономических субъектов - как части экономической системы. Раздел III «Макроэкономика» - характеризуется экономическая система в целом, т.е. национальная экономика или национальное хозяйство. Данный раздел программы разработан при участии канд. эконом. наук Красикова Н.В. Раздел IV «Теоретические основы международной экономики» - излагаются закономерности развития мирового хозяйства.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков руководителей образовательных учреждений, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании».
Задачи дисциплины: 1. Раскрытие сущности экономических явлений и процессов. 2. Формирование современного экономического мышления у сложившихся специалистов, не владеющих современной экономической теорией, но имеющих высокий образовательный уровень и развитые навыки самообучения.
Категория обучаемых: руководители образовательных учреждений. Срок обучения: 64 ч., в т.ч. Лекции – 14 ч. Практические занятия – 8 ч. Самостоятельная работа – 42 ч. Режим занятий: 6 – 8 учебных часов в день.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯСОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Слушатель, изучивший дисциплину, должен:
знать: · сущность основных экономических явлений и процессов; · основные тенденции развития экономики в современных условиях, особенности развивающейся рыночной экономики России; · экономические механизмы, определяющие поведение, субъектов хозяйствования в т.ч. субъектов образования; · основы организации финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования.
уметь: · четко ориентироваться в окружающей экономической обстановке; · понимать последствия принимаемых экономических решений в ходе финансово-хозяйственной деятельности.
иметь представление: · о факторах, влияющих на развитие отдельных экономических процессов, в т.ч. в образовании; · об особенностях развития рыночных отношений, определяемых конкретными историческими условиями.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Введение в экономическую теорию (лекции – 1ч., практические занятия – 1ч., самостоятельная работа – 3ч.)
Тема 1.1. Экономика как наука и сфера деятельности человека Предмет экономическая теория. Методы экономической теории. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Практическое занятие: Самостоятельная работа: Факторы производства. Три главные проблемы экономики. Экономические системы и их типы. Заполнение таблицы (р.5.2.1.)
Раздел II. Микроэкономика (лекции – 8ч., практические занятия – 3ч., самостоятельная работа – 8ч.)
Тема 2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие (лекции – 2ч., практическое занятие – 1 ч., самост. работа – 2ч.) Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Практическое занятие: Решение задач Самостоятельная работа: Решение задач
Тема 2.2. Издержки производства и прибыль (лекции – 2ч., практ.занятия - 1 ч., самост.работа – 2ч.) Сущность бухгалтерских и экономических издержек. Постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Прибыль: бухгалтерская, экономическая, нормальная. Практические занятия: Решение задач Самостоятельная работа: Эссе (см. р.5.2.1.) Тема для самостоятельного изучения: Амортизация.
Тема 2.3. Конкуренция (лекции – 2ч., самост.работа –4ч.) Сущность и роль конкуренции в экономике. Совершенная конкуренция. Рыночные структуры несовершенной конкуренции. Тема для самостоятельного изучения: Антимонопольная политика.
Тема 2.4. Рынки ресурсов (лекции – 2ч., прктическое занятие – 1ч., самостоятельная работа – 1ч.) Рынок труда. Рынок капитала. Инвестиции. Дисконтирование. Рынок природных ресурсов. Рента и арендная плата. Цена земли. Практические занятия: Решение задач Самостоятельная работа: Решение задач
Раздел III. Макроэкономика (лекции – 4ч., практические занятия – 4ч., самостоятельная работа – 27 ч.)
Тема 3.1. Государство в рыночной экономике. Социальная политика и распределение доходов (лекции – 2ч., практическое занятие – 1ч., самостоятельная работа – 8 ч.)) Государственное регулирование экономики цели, направления, методы. Краткосрочная и долгосрочная экономическая политика. Особенности экономической политики в России. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг. Налоги и фискальная политика государства. Социальная политика государства и ее основные направления. Сущность доходов, их формы и источники. Неравенство доходов и его причины. Приоритеты государственной социальной политики в России. Самостоятельная работа: Эссе и вопросы для обсуждения(см. р.5.2.1.)
Тема 3.2. Денежный рынок и денежно-кредитная политика (самостоятельная работа – 6ч.) Деньги: сущность, функции, виды. Банки и банковские операции. Банковская система. Денежные агрегаты и уравнение обмена. Денежно-кредитная политика государства.
Тема 3.3. Макроэкономическое неравновесие: инфляция и безработица (лекции – 1ч., практическое занятие – 1ч., самостоятельная работа –8 ч.)) Сущность инфляции, ее типы и виды. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Сущность и основные причины безработицы. Формы безработицы. Последствия безработицы и меры по снижению ее уровня. Самостоятельная работа: Эссе и собеседование по вопросам (см. р.5.2.1.)
Тема 3.4. Экономика образования (лекции – 1ч., практические занятия – 2ч., самостоятельная работа – 5ч.) Роль образования в экономическом подъеме России. Экономическая природа образовательных услуг. Рынок образовательных услуг. Организация бюджетного финансирования. Казначейские исполнения бюджета. Организация бухгалтерского учета. Образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда. Развитие экономической самостоятельности ОУ. Практические занятия: Решение задач Самостоятельная работа: Эссе и собеседование по вопросам (см. р.5.2.1.)
Раздел IV. Теоретические основы международной экономики (лекции – 1ч., самостоятельная работа – 3ч.)
Тема 4.1. Современная международная экономика
Сущность и главные тенденции мировой экономики. Международная торговля. Валютный курс. Валютный рынок. Мировая валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс. Самостоятельная работа: Глобальные экономические проблемы.
5.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.2. 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная : 1. Экономическая теория: Учебник/Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2002. 2. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. М; Проспект, 1998. 3. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. идол. М.: Проспект, 2006. 4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Финстатинформ, 1997. 5. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2004. 6. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2000. 7. Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П, Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2001. 8. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие /Подред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2002. 9. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. Ml: Проспект, 2003. 10. Экономическая теория. Учебное пособие. Экспресс-курс./ Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2007. 11. Макроэкономика. Теория и российская практика./ Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной. 2-е изд.- М.: Кнорус, 2005. Дополнительная : 12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс. М.: Республика, 1992. 13. Микроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. М.:Кнорус, 2005. 14. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, ЕЛ. Киселевой. Киров, 1993. (то же - 1995). 15. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК, 1997. (то же - М.: Юристь, 2002). 16. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В Д. Камаева. М., 1995. 17. Протас В.Ф.Микроэкономика: Структур но-логические схемы. М.: ЮНИТИ, 1996. 18. Протас В.Ф.Макроэкономика: Структурно-логические схемы. М.: ЮНИТИ, 1998.
ДокументыДокументыМероприятияМероприятияМатериалыМатериалы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
©2024, "АО ИОО" | (8182) 68-38-92 | ioo@onedu.ru |