| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статистика
| ОСНОВЫ ПРАВАПояснительная записка
Образовательная программа по дисциплине «Основы права» состоит из следующих разделов: 1.Цели и задачи дисциплины. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3.Учебный план. 4.Учебно-тематический план. 5.Учебная программа дисциплины: содержание разделов дисциплины; учебно-методическое обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины; содержание итогового контроля; учебная практика
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время является формирование правовой культуры населения, определение роли права в правовом государстве. Программа «Основы права» ориентирована на освоение руководителями образовательных учреждений основ правовых знаний, ознакомление с правовыми и нравственно-этическими нормами, в применении полученных знаний в практической деятельности в руководстве образовательными учреждениями, что будет способствовать формированию высокой правовой и политической культуры среди учащихся и педагогов, и воспитанию юридически грамотных молодых людей. Кроме того, позволит повысить уровень управления в образовательном учреждении. Программа предназначена для обучения руководителей и заместителей общеобразовательных учреждений.
Цель дисциплины: Ø Сформировать у слушателей системные знания и определение места юридических наук в системе наук об обществе; Ø усвоение основных правовых понятий и категорий Ø усвоение понятий, механизмов действия права; Ø определение роли права в правовом государстве. Задачи дисциплины: Ø Дать слушателям необходимые знания и представления об основных отраслях права; Ø Систематизировать имеющиеся у слушателей знания в области права; Ø Сформировать у слушателей представления о роли права в решении проблем в сфере образования; Ø Повысить уровень общей культуры слушателей, сформировать у них глубокие профессиональные знания и навыки самостоятельной оценки и анализа явлений и процессов в сфере образования.
Категория обучаемых: руководители ОУ, зам руководителей по УВР Срок обучения: 90 часов Режим занятий: 4-8 часов в день
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Слушатель, изучивший дисциплину, должен: знать: Ø Конституцию РФ и международные правовые документы; конституционное устройство РФ; права и обязанности граждан, в т.ч. в сфере образования (ОПД 02); Ø Понятие основ административного права; административно-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие государственного управления и государственной службы; административную ответственность работников образования (ОПД 02); Ø Основные понятия гражданского права; правоспособность и дееспособность; понятие юридического лица; виды ответственности по гражданскому праву; гражданское процессуальное право, гражданский кодекс (ОПД 2); Ø Содержание российского трудового права; трудовые права и обязанности граждан; права и обязанности работодателей; понятие коллективного и трудового договора; систему заработной платы; рабочее время и время отдыха; правила внутреннего трудового распорядка; материальную ответственность сторон трудового правоотношения; трудовые конфликты и порядок их разрешения (ОПД 02); Ø Правовые основы управления ОУ; управление образованием в РФ; законодательство об образовании; правовой статус образовательного учреждения; охрана прав и защита интересов несовершеннолетних (ОПД 02); Ø Правовые аспекты взаимодействия образовательных учреждений с семьей, общественными, общественно-государственными, негосударственными, государственными структурами (СД 02, ОПД 02); Ø Порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения. (ОПД 02) уметь: Ø изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной юридической литературе (ОПД 02); Ø применять теоретические положения и конституционные вопросы государства и права в практической деятельности образовательных учреждений (ОПД 02); Ø применять нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности (ОПД 02); Ø анализировать и решать юридические проблемы в сфере административно-правовых, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений (ОПД 02); Ø принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством (ОПД 02); Ø применять закон «Об образовании» в практической деятельности (ОПД 02). Ø составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД 02, СД 07, СД 08).
Владеть: Ø Методами системного анализа показателей, характеризующих уровень правовой подготовки преподавателей и учащихся в образовательном учреждении; Ø Методами сбора и обработки юридической информации, в том числе в сфере образования; иметь представление о сущности социального управления; знать организацию системы управления, кадрового и информационного обеспечения управленческой деятельности; знать порядок подготовки, принятия и реализации управленческих решений; методами разработки программ правовой пропаганды в образовательных учреждениях.
3. Учебный план
4. Учебно-тематический план
5 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел №1 Конституционные основы правовой системы: Тема 1.Понятие и структура Конституции РФ (2 лекц.) Понятие и сущность конституции. Основные вехи конституционно-правового развития России и СССР в ХХ веке. Конституция РФ-основной закон государства. Конституционное право граждан на образование.
Тема 2.Международные правовые нормы в сфере образования (2 лекц., 2 пр.) Международные документы в области социальных прав человека в т.ч. право на образование. Основные положения Конвенции о правах ребенка, другие международные документы о правах ребенка.
Тема 3 Федеральное законодательство о правах ребенка (2 лекц., 2 пр.) ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, ФЗ РФ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Охрана прав несовершеннолетних в административном, гражданском, трудовом, уголовном, семейном законодательстве.
Раздел №2 Основы административного права: Тема 1.Понятие административного права. Административно-правовой механизм регулирования общественных отношений (2 лекц., 1 пр.) Предмет, метод административно-правового регулирования. Соотношение административного права с другими отраслями права. Нормы административного права, источники административного права.
Тема 2. Административная ответственность и административное наказание. Дисциплинарная ответственность (2 лекц., 1 пр.) Признаки административной ответственности. Принципы осуществления административной ответственности. Административная ответственность должностных лиц. Административная ответственность юридических лиц. Понятие мер административного наказания. Административное правонарушение. Административное наказание. Дисциплинарное принуждение.
Тема 3.Административно-правовое регулирование в сфере образования (2 лекц., 2пр.) Государственная политика в сфере образования. Типы и виды образовательных учреждений. Понятие учредителя образовательного учреждения. Образовательные программы. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Полномочия Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.
Раздел №3 Основы гражданского права:
Тема 1.Основные понятия гражданского права. Гражданский кодекс (1 лекц. 1 пр.) Понятие гражданского права, основы его регулирования. Правоспособность и дееспособность. Понятие юридического лица. Виды ответственности по гражданскому праву. Тема 2.Гражданское процессуальное право (1 лекц., 1 пр.) Понятие гражданского процесса. Порядок рассмотрения гражданских споров.
Раздел №4 Правовые основы управления ОУ:
Тема 1.Законодательство об образовании (4 лекц. 2 пр.) Общие сведения о праве. Введение в систему законодательства РФ об образовании. Разграничение полномочий в сфере образования между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Система федерального законодательства об образовании.
Тема 2. Правовой статус образовательной организации (2 лекц. 1 пр.) Организационно-правовые формы ОУ. Типы, виды и категории образовательных организаций. Структурные подразделения образовательных организаций. Филиалы и представительства. Бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения. Локальные акты общеобразовательного учреждения. Тема 3. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса (2 лекц. 1 пр.) Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников. Права и обязанности родителей. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.
5.2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.2.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ: 1. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.19966 г. 4. Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу в РФ 15 сентября 1990 г. 5. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 6. ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. « Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 7. ФЗ №159 от 21.12.1996 г.» О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 8. ФЗ № 124 от 24.07.1998 г « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 9. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции ФЗ-1 от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями). 10. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с последующими изменениями и дополнениями). 11. ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (с последующими изменениями и дополнениями). 12. ФЗ от 14 июля 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания». 13. ФЗ от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». 14. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 319 (с последующими изменениями и дополнениями). 15. Указы Президента РФ от 6 апреля 2006 года «О денежном поощрении лучших учителей № 324 и «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» № 325. 16. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 (с последующими изменениями и дополнениями). 17. Правила оказания платных образовательных услуг. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года № 505 (с последующими изменениями и дополнениями). 18. Положение о получении общего образования в форме экстерната. Утверждено приказом Министерства Образования РФ от 23 июня 2000 года № 1884. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 4 июля 2000 года, рег. № 2300. 19. Кодекс Об административных правонарушениях М.2001, в редакции ФЗ от декабря 2006 г. 20. Постановление Правительства РФ №668 от 04.11.2003 г. «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» 21. Постановление Правительства РФ №36 от 21.01.2005 г. « Об утверждении правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования» 22. Письмо Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 01-678/07-01 от 24.07.2006 г. « О праве детей на образование в РФ» 23. Приказ Минобразования и науки РФ №69 от 27.03.2006 г. « ОБ особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» утвердивший «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». 24. Областной закон от 22.07. 2005 г. № 55-4-03 « О мерах социальной поддержки молодых семей в Архангельской области» 25. Областной закон от 10.11.2004 г. № 261-303 «О социальных пособиях гражданам имеющих детей» в редакции от 22.07.2005 г. №56-4-03. 26. Областной закон от 02.03.2005 г. № 4-2-03 « О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» 27. Областной закон от 03.06.2003 г № 172-22-03 «Об административных правонарушениях» 28. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 1998 г. № 145-ФЗ ( с последующими изменениями и дополнениями). 29. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 30. ФЗ от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». 31. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ ( с последующими изменениями и дополнениями). 32. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 33. Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 года № 796 (с последующими изменениями и дополнениями). 34. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Отв. ред. О.Н.Садиков. – М. : ИНФРА-М, 2005 г. 35. Трудовой кодекс от 30.12.2001 года, № 197-ФЗ в редакции ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ. 36. Трудовое право под редакцией А.К. Исаева, Омега-Л, Москва 2006. 37. Трудовое право России под ред.А.М. Куренкова, изд-во Юристь, 2007. 38. Учебник для вузов Основы права / под редакцией М.И. Абдуллаева – СПб.: Питер,2004. 604 с. ( Серия «Учебники для вузов») 39. Институт государства и права РАН. Административное право России. Курс лекций. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой . «Проспект», Москва 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Сборник справочник « Закон о защите детства» (Законодательство РФ О защите прав ребенка) Е.М. Рыбинский, Н.А.Иванова, м. 1999. 2. Материалы четвертой правозащитной конференции. Г. Смоленск, 28.06.2002 г. «Права ребенка, их обеспечение и защита в Смоленмкой области» Смоленск,2002 . 3. Права детей. Юридические вопросы. ГУ СРЦ для несовершеннолетних и юных матерей « Воспитательный дом» СПб, 2001 4. Абанкина Т.В., Андрюхина Э.П., Вавилов А.И., Рожков И.А., Рудник Б.Т. Правовые проблемы модернизации образования. – М.: АПКиППРО, 2006. 5. Абанкина А.И., Осовецкая Н.Я. Условия и порядок перевода бюджетных учреждений в автономные. – Вести образования, № 8 (80), 15-30 апреля 2007. 6. А.М. Кац Самые новые изменения в законе «Об образовании» с комментариями. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Москва 2007. ДокументыДокументыМероприятияМероприятияМатериалыМатериалы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
©2024, "АО ИОО" | (8182) 68-38-92 | ioo@onedu.ru |