• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Пояснительная записка

Руководитель управляет образовательным учреждением, влияя словом и делом на подчиненных, коллег, социальных партнеров. Тем самым процесс делового общения (обмен, прием и передача информации) встроен во всевиды управленческой деятельности.

Ни одна функция управления (сбор информации, анализ и оценка ситуации, формирование и выбор управленческих решений, выдача заданий, мотивация поведения и действий работников, контроль и корректировка хода работ, оценка результатов) не может быть реализована без делового общения.

Для высокого уровня профессионализма современного менеджера в сфере образования должна быть характерна коммуникативная компетентность в части построения делового общения со всеми участниками образовательного процесса.

Образовательная программа учебной дисциплины «Деловое общение» реализуется в ходе обучения слушателей по образовательной программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

В целях реализации системного подхода к освоению руководителями основных понятий дисциплины, к формированию навыков построения делового общения учебный план структурирован по принципу «от общего к частному». Учебный план дисциплины представлен разделами «Деловое общение как социально-психологическая категория» (основные категории дисциплины и значение делового общения в деятельности руководителя образовательного учреждения), «Организация делового общения» (основные техники делового общения и организационные формы и др.), «Этика делового общения» (деловой этикет, корпоративная этика, имидж руководителя и др.).

Реализация дисциплины предполагает не только традиционные формы организации учебной деятельности слушателей (лекции, семинары), но и использование интерактивных методов обучения взрослых, таких как игровые упражнения, работа в мини-группах, решение ситуационных задач и др. В целях формирования критичности мышления обучающихся особое место в содержании программы занимают тесты, позволяющие слушателям оценить собственный уровень делового общения. Классические формы организации обучения (например, лекция) также предполагают активизацию слушателей средствами «мозгового штурма», постановкой вопросов, участием в обсуждении актуальных проблем, поиском решений и др.

Категория обучаемых: руководители, заместители руководителей образовательных учреждений.

Срок обучения: общее количество часов – 50, из них:

· лекции – 12 час.

· практические, семинарские занятия – 12 час.

· самостоятельная работа – 26 час.

· форма контроля - зачет

Режим занятий: 8 академических часов в день

Образовательная программа учебной дисциплины «Деловое общение» состоит из следующих разделов:

1. Цель и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Учебный план.

4. Учебно-тематический план.

5. Учебная программа дисциплины:

5.1 содержание разделов дисциплины;

5.2 учебно-методическое обеспечение дисциплины;

5.3. материально-техническое обеспечение дисциплины;

5.4 содержание итогового контроля.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: на основенаучного знанияоб особенностях и структуре делового общения создать условия для формирования у обучающихся (руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений) навыков и приемов делового общения.

Задачи:

Дать знания обучающимся о сущности, содержании, формах делового общения.

Сформировать умения по использованию техники делового общения в работе с различными категориями людей.

Способствовать формированию профессиональной компетентности руководителя, в частности, информационно-коммуникативной.

Развивать личностные качества руководителя, такие как коммуникабельность, эмпатия, рефлексия и др.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

сущность, содержание, формы делового общения;

социальные и этические проблемы делового общения;

пути и способы предупреждения конфликтных ситуаций и их конструктивного разрешения;

сущность и способы управленческого взаимодействия с подчиненными;

должен быть способным:

· эффективно строить деловое общение с различными категориями людей;

· использовать в практических ситуациях навыки и приемы делового общения;

· решать коммуникативные задачи, возникающие в управленческой деятельности.

3.Учебный план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинарские, практические занятия

самостоятельная работа

I

Деловое общение как социально-психологическая категория

8

4

2

2


II

Организация делового общения

26

6

6

14


III

Этика делового общения

16

2

4

10



ИТОГО:

50

12

12

26

зачет

4.Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинарские, практические занятия

самостоятельная работа

I

Деловое общение как социально-психологическая категория

8

4

2

2


1.1

Понятие делового общения, его значение, виды.

2

2

-

-


1.2

Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя образовательного учреждения

6

2

2

2

Собеседо-вание

II

Организация делового общения

26

6

6

14


2.1

Техника делового общения в деятельности руководителя

8

2

2

4

Проверка выполне-ния заданий

2.2

Формы делового общения и их характеристики

4

1

1

2

Собеседо-вание

2.3

Значение, функции, этапы проведения деловой беседы

5

2

1

2

Анализ выполне-ния заданий

2.4

Особенности организации и проведения делового совещания

3

1

-

2

Анализ выполне-ния заданий

2.5

Конфликты и способы их предупреждения в деловом общении

6

-

2

4

Анализ выполне-ния заданий

III

Этика делового общения

16

2

4

10


3.1

Этические формы и национальные модели делового общения

8

2

2

4

Анализ выполне-ния заданий

3.2

Имидж современного руководителя

8

-

2

6

Собеседо-вание


ИТОГО:

50

12

12

26

зачет

5. Учебная программа дисциплины «Деловое общение»

5.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Деловое общение как социально-психологическая категория.

(лекц. -4 час., практ.- 2 час., самост. раб.- 2 час.)

Тема 1.1. Понятие делового общения, его значение, виды.

Общение. Виды и уровни общения. Коммуникативная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Барьеры общения. Структура коммуникативного акта. Вербальные и невербальные средства общения, их особенности. Значение делового общения. Виды делового общения: Коммуникативные позиции в деловом общении (открытая, закрытая, отстраненная). Соотношение вербальных и невербальных средств в деловом общении. Функции делового общения.

Тема 1.2. Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя образовательного учреждения

Виды делового общения руководителя:устные виды (монологические и диалогические), письменные виды. Стили делового общения руководителя (авторитарный, демократический, либеральный). Задачи делового общения руководителя:прием, передача информации и обмен ею, выдача управленческих заданий, отдача приказов, команд, распоряжений, делегирование управленческих полномочий,влияние на поведенческие установки и действия личности, группы, коллектива.

Задания для практического занятия:

1. Разработка правил построения делового общения руководителем образовательного учреждения.

Организация обучающихся: работа в мини-группах (3-4 человека), обсуждение правил построения делового общения в ситуации «руководитель – подчиненный» (понимание цели общения, наличие единого профессионального языка с партнером по общению, учет интеллектуального уровня партнера по общению,наличие логики изложения при полноте информации,предоставление возможности самореализации партнерам по общению в процессе работы и др.), создание «корзины правил», выбор наиболее значимых, ранжирование.

2. Упражнение «Интервью» (см. раздел 5.2.2)

Задания для самостоятельной работы.

Выполнение теста «Эффективный руководитель» (см. раздел 5.2.2)

Выполнение теста «Неэффективный руководитель» (см. раздел 5.2.2)

Раздел II. Организация делового общения

(лекц. -6 час., практ.- 6 час., самост. раб.- 14 час.)

Тема 2.1. Техника делового общения в деятельности руководителя.

Барьеры делового общения: социокультурные, мировоззренческие, профессиональные, организационные, смысловые и др. Стили слушания (выяснение, перефразирование, резюмирование). «Фильтр доверия» и процесс фасцинации. Техники говорения в деловом общении: «поглаживание», вербальное отражение, комплиментарность, «имя собственное», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь» и др. Критика. Правила осуществления критики руководителем. Убеждение. Тактика и техника убеждения.

План семинарского занятия «Феномен личного влияния руководителя».

1. Типы личного влияния руководителя на подчиненных.

2. Личное влияние и власть.

3. Лидерство и его разновидности. Характеристика руководителя образовательного учреждения как формального и неформального лидера.

4. Гендерный подход в деловом общении руководителя.

Задания для самостоятельной работы.

1. Изучите и проанализируйте рекомендации для усиления личного обаяния (по Ю.А. Фомину) и выберите наиболее значимые: а) для руководителя образовательного учреждения вообще, б) для себя. Сравните полученные данные и сделайте выводы (см. раздел 5.2.2)

2. Ответьте на вопросы:

· Кто из членов вашего коллектива вносит наибольший вклад в разработку и выполнение всех задач?

· Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклад в развитие товарищеских отношений?

· С кем из членов Вашего коллектива Вы готовы поделиться своими мыслями, переживаниями?

· Кто из членов Вашего коллектива наиболее авторитетен вам с точки зрения профессиональных знаний, мастерства?

· Вас удовлетворяет характер деловой атмосферы в коллективе?

· Вас удовлетворяет характер эмоциональных межличностных отношений в коллективе?

3. Выполнение теста «Мотивация к успеху» (см. раздел 5.2.2).

Тема 2.2. Формы делового общения и их характеристики

Особенности организации деловых форм общения. Характеристика основных форм: деловая беседа, деловое совещание, деловая дискуссия, публичное выступление.

Задания для практического занятия:

Упражнение «Дискуссия»

Вариант А. Дискуссия «Платное образование: за и против» (см. раздел 5.2.2)

Вариант В. Дискуссия «Зависит ли результат деятельности образовательного учреждения от того кто им руководит: мужчина или женщина?» (см. раздел 5.2.2)

Задания для самостоятельной работы.

Выполнение теста «Умеете ли вы слушать? (см. раздел 5.2.2)

Дополнительные вопросы:

1. Какие формы делового общения вы чаще всего используете в своей деятельности? Почему?

2. Какие формы делового общения наиболее эффективны в работе современного руководителя образовательным учреждением? Почему?

Тема 2.3. Значение, функции, этапы проведения деловой беседы.

Структура деловой беседы и основные ее виды. Задачи начала беседы. Наиболее эффективные приемы воздействия на партнера по общению. Приемы говорения. Основы тактики аргументации. Фаза принятия решений. Критерии эффективности беседы.

Задания для практического занятия:

1. Разработка критериев эффективности деловой беседы.

Организация обучающихся: работа в мини-группах (3-4 человека). Защита групповой разработки.

2. Упражнение на развитие активного слушания (см. раздел 5.2.2).

Организация обучающихся: работа в парах

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение теста «Умеете ли вы вести деловое обсуждение» (см. раздел 5.2.2)

2. Самостоятельное изучение рекомендаций для руководителя при ведении деловой беседы, их корректировка (см. раздел 5.2.2).

Тема 2.4. Особенности организации и проведения делового совещания.

Типы совещаний по целям (ознакомительное, информационное, разъяснительное, проблемное и др.). Цели и функции руководителя. Подготовка совещания. Проведение совещания. Приемы активизации деятельности участников совещания. «Мозговой штурм». Публичное выступление как форма делового общения. Структура выступления и критерии его эффективности.

Задания для самостоятельной работы:

Разработать критерии эффективности делового совещания

Тема 2.5. Конфликты и способы их предупреждения в деловом общении

План семинарского занятия:

  1. Понятие конфликта. Причины и повод, порождающие конфликты.
  2. Способы управления и предупреждения конфликтов.
  3. Учет индивидуальных качеств участников конфликта.
  4. Оптимальные пути разрешения конфликтной ситуации.
  5. Профилактика конфликтных ситуаций в деятельности руководителя.
  6. Решениеситуационных задач по теме «Конфликты и способы их предупреждения и разрушения» (см. раздел 5.2.2)

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение теста «Ваш способ реагирования»(Кеннет У. Томас) (см. раздел 5.2.2)

2. Выполнение теста «Конфликтная ли вы личность?» (см. раздел 5.2.2)

3. Изучение рекомендаций руководителям и подчиненным по предупреждению конфликтов и разрешении конфликтных и предконфликтных ситуаций. Выбор наиболее значимых, дополнение списка, ранжирование (см. раздел 5.2.2).

Раздел III Этика делового общения

(лекц. -2 час., практ.- 4 час., самост. раб.- 10 час.)

Тема 3.1. Этические формы и национальные модели делового общения

Понятие этики, морали, этикета в деловом общении. Корпоративная этика. Деловой этикет. Принципы деловой этики. Понятие «протокола» в деловом общении. Этика телефонного разговора. Разнообразие национальных моделей общения, поведения, этикетности.

Задание для практического занятия:

Разработка правил этикета при проведении делового совещания, деловой беседы, деловой дискуссии.

Организация обучающихся: работа в мини-группах (3-4 человека). Защита групповой разработки.

Задания для самостоятельной работы

1. Выполнение теста «Ваш уровень» (см. раздел 5.2.2)

2. Выполнение теста «Деловой этикет в общении с иностранными партнерами» (см. раздел 5.2.2.)

3. Анализ разработанных критериев эффективности делового совещания с учетом правил делового этикета.

Тема 3.2. Имидж современного руководителя

План семинарского занятия:

1. Понятие имиджа. Значение имиджа в деятельности руководителя.

2. Факторы, влияющие на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения (модель поведения, внешность, манеры и др.).

3. Элементы имиджа делового мужчины/деловой женщины.

4. Этапы формирование собственного имиджа.

Задания для самостоятельной работы:

Используя табличный материал, внесите изменения в собственный внешний имидж или разработайте его (см. раздел 5.2.2).

5.2.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.2.1. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 1999.

2. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учеб./ А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов – М.: ИНФРА-М., 2005

3. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. – М.: Экономика, 1990.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 327 с.

5. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.-176 с.

6. Тимофеев М.И. Деловое общение: Учеб. пособие.- М.: Издательство РИОР, 2004.-125 с.

7. Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Мн.: Амалфея, 2003.-448с.

Дополнительная:

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека/ И.Алехина.- М., 2001.

2. Андреева И.В. Этика деловых отношений: Учеб. пособие.- СПб.: вектор, 2005

3. Атватер И. Я вас слушаю: (Советы руководителю как правильно слушать собеседника).- М.: Экономика, 1984.

4. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.

5. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 1980

6. Власова Н. И проснешься боссом…: Справочник по психологии управления.- Т.1.-3.- М.: ИНФРА-М.,1994.

7. Волгин Б. Деловые совещания. - М., 1991.

8. Волгин Б. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. - Воронеж, 1991.

9. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. - Л.: Лениздат, 1989. – 222 с.

10. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1992.

11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. – 624 с.

12. Заозерская С.В., Смягликова Е.А. Этика деловых отношений: Учебно-методические рекомендации.- Архангельск: АГТУ, 2006.- 48 с.

13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Киев, 1989.

14. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я.-М: Изд-во «Дело», 2000.- 220 с.

15. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения.- М., 1987.

16. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 327 с.

17. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.

18. Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и для каждого.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

19. Энциклопедия этикета / Сост.О.И. Максименко.- М., 2000.

20. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М., 1994


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы