• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» строится исходя из требующего уровня переподготовки руководителей ОУ. Знания, полученные слушателями при ее изучении, являются основой всех экономических, профессиональных и специальных дисциплин.

Курс рассчитан на сложившихся специалистов, имеющих высокий образовательный уровень, но не знакомых в достаточной мере с современными знаниями в области финансов и кредита. Учебный план включает четыре раздела. В разделе «Финансы» изучаются и обобщаются основные категории теории и практики финансовых отношений. Сущность, функции и виды денежного обращения, закономерности денежного оборота изучаются в разделе «Денежное обращение». В разделе «Кредит» характеризуется кредитная система в целом, дается представление о национальной банковской системе, функциях и основных операциях центрального и коммерческого банков. Каждый раздел содержит вопросы для рассмотрения, касающиеся бюджетной сферы, в т.ч. образования и образовательных учреждений.

Данная программа учебной дисциплины разработана при участии канд.эконом. наук Красикова Н.В.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков руководителей образовательных учреждений, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании», в области финансово – кредитных отношений.

Задачи дисциплины:

1. Раскрытие сущности основных финансово-кредитных категорий.

2.Формирование экономического мышления у руководителя ОУ, способного анализировать современные проблемы в области финансов, денежного обращения, кредита и находить пути их решения.

Категория обучаемых: руководители образовательных учреждений.

Срок обучения: 28 ч., в т.ч.

Лекции – 8 ч.

Практические занятия – 8 ч.

Самостоятельная работа – 12 ч.

Режим занятий: 2 – 8 учебных часов в день.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, изучивший дисциплину, должен:

знать:

· содержание категорий, используемых в финансово-кредитной науке, механизмы их применения;

· современные финансово-кредитные проблемы РФ, в т.ч., в образовании;

· возможности использования традиционных и новых форм финансирования образования (многоканального и многоуровневого);

· методы и процедуры формирования бюджета ОУ в условиях казначейского исполнения;

· принципиальные подходы к финансовому планированию и бюджетированию;

уметь:

· применять на практике теоретические знания в области финансов и кредита;

· анализировать тенденции развития финансовых механизмов (в том числе в образовании);

· видеть проблемные ситуации, возникающие при использовании финансово-кредитных категорий (в том числе в образовании);

· определять потребности ОУ в финансовых ресурсах.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование

Всего

В том числе

Форма

п/п

разделов

часов

лекции

семинар.,практ. занят.

самост. раб.

контроля

I

Финансы

10

4

2

4

Выступление на саминаре

II

Денежное обращение

10

2

2

6

Собесед.

III

Кредит

8

2

4

2

Собесед.

Итого:

28

8

8

12

зачет

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич.

занятия

Самост. работа

I

Финансы

10

4

2

4

выступление на семинаре

1.1.

Финансы и финансовая система

10

4

2

4


II

Денежное обращение

10

2

2

6

собеседование

2.1.

Сущность и функции денег. Виды денег

4


1

3


2.2.

Денежное обращение и денежная масса

6

2

1

3

III

Кредит

8

2

4

2

собеседование

3.1.

Кредит, его функции и формы

4

2

2



3.2.

Банки. Виды банков. Банковская система.

4


2

2


Итого:

28

8

8

12

зачет

5.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Финансы

(лекции – 4ч., практические занятия – 2 ч., самостоятельная работа – 4 ч.)

Тема 1.1. Финансы и финансовая система

Определение финансов. Сущность и функции финансов. Финансовая система и ее звенья. Финансовые ресурсы, в том числе образования. Финансы учреждений образования. Финансирование образовательных учреждений. Реформирование учреждений бюджетной сферы. Ревизия бюджетных учреждений.

Самостоятельная работа: подготовить ответы на вопросы.

Практическое занятие: семинар

Раздел II. Денежное обращение

(лекции – 2 ч., практические занятия – 2 ч., самостоятельная работа – 6 ч.)

Тема 2.1. Сущность и функции денег. Виды денег

(практическое занятие – 1 ч., самостоятельная работа – 3 ч.)

Самостоятельная работа: изучение вопросов темы – деньги, их свойства и функции, роль денег в экономике, виды денег, денежный оборот.

Практическое занятие: обсуждение ответов на вопросы, изученные при выполнении самостоятельной работы.

Тема 2.2. Денежное обращение и денежная масса

(лекции – 2 ч., практические занятия - 1 ч., самостоятельная работа – 3 ч.)

Сущность денежного обращения. Наличное и безналичное денежное обращение. Денежная масса. Закон денежного обращения.

Самостоятельная работа: изучение вопросов темы - денежная система, денежная система РФ, инфляция, особенности инфляционного процесса в РФ.

Практическое занятие: обсуждение ответов на вопросы, изученные при выполнении самостоятельной работы

Раздел III. Кредит

(лекции – 2 ч., практические занятия – 4 ч., самостоятельная работа – 4ч.)

Тема 3.1. Кредит, его функции и формы.

(лекции – 2 ч., практические занятия - 2 ч.)

Основные принципы кредита. Функции кредита. Основные формы и виды кредита.

Практическое занятие: обсуждение ответов на вопросы, изученные при выполнении самостоятельной работы

Тема 3.2. Банки. Виды банков. Банковская система.

(самостоятельная работа – 4 ч., практические занятия - 2 ч.)

Самостоятельная работа: изучение вопросов темы - банки и их виды, активные и пассивные операции Центрального банка РФ и коммерческих банков.

5.2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.2. 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная :

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  3. Финансы, кредит, банки: Учебник/ Под ред. проф. Е.В.Жукова. - М: ЮНИТИ, 2007.
  4. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред.проф. Е.В.Жукова. – 3-е изд. -- М: ЮНИТИ, 2007.

Дополнительная :

  1. ФЗ «О Центральном банке РСФСР (Банке России) от 21 июля 1995 г. (с последующими изменениями).
  2. ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г. (с последующими изменениями).
  3. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. №3615-1(с последующими изменениями).
  4. Банки и банковские операции: Учебник/Под ред. проф. Е.В.Жукова. - М: ЮНИТИ, 1997.
  5. Банковское дело: Учебник/Под ред. О.И.Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2002.
  6. Деньги, кредит, банки, ценные бумаги: Практикум/ Под ред. проф.Е.Ф.Жукова. - М: ЮНИТИ, 2001.
  7. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И.Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2002.
  8. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты: Учебное пособие. - : ЮНИТИ, 1998.

Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы