• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа по дисциплине «Социальная психология и психология управления» состоит из следующих разделов:

1. Цели и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Учебный план

4. Учебно-тематический план.

5. Учебная программа дисциплины:

· Содержание разделов дисциплины

· Учебно-методическое обеспечение дисциплины

· Материально-техническое обеспечение дисциплины

· Содержание итогового контроля

Выписка из государственного стандарта:

Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Социальная психология управления как отрасль психологической науки. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Социально-психологический анализ восходящих и нисходящих коммуникаций. восприятие и понимание человека человеком в системе коммуникаций. приемы и техники управления партнером в процессе общения. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Формальная и неформальная структура группы. Нормативно-ролевые феномены малой группы. Лидерство. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы. эффективные способы управления малой группой. Коллектив как объект управления. Формальная и неформальная структура трудового коллектива. Факторы эффективной деятельности коллектива. Социально-психологический климат коллектива. Социально-психологические аспекты руководства коллективом в образовании. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Личность и общество. Понятие социализации.

Конфликтология. Конфликты: классификация, причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и структура деятельности руководителя образовательного учреждения. Социально-психологические аспекты принятия управленческого решения. Стили руководства и их эффективность. Личность руководителя и его организаторские способности.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование знаний о теоретических основах социальной психологии и ее прикладных отраслей: психологии управления и конфликтологии.

Задачи дисциплины:

· Сформировать систему основных понятий социальной психологии управления и конфликтологии, ознакомить с теорией и практикой социальной психологии,

· Ознакомить с категориальным аппаратом социальной психологии, с основ­ными проблемами, открытиями и современными тенденциями теоретиче­ской, экспериментальной и прикладной социальной психологии;

· Дать ориентировку в структуре социальной психологии, психологии управления и конфликтологии, ознакомить с различными направлениями и школами в социальной психо­логии;

· Раскрыть основные тенденции развития социальной психологии, психологии управления и конфликтологии на современном этапе;

· Показать необходимость комплексного подхода к изучению человека и важность изучения его социально-психологических особенностей;

· Сформировать адекватные представления о роли и месте социально-психологических методов исследования и воздействия в образовательной практике

· Обеспечить усвоение социально-психологических этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста в области управления

· Ознакомить с содержанием и спецификой социально-психологического аспекта личности руководителя и управленческой деятельности,

· Показать возможность применения полученных знаний в практике педагога и специалистов других профессий;

· Мотивировать на дальнейшее социально-психологическое обучение и практическое использование полученных знаний.

Категория обучаемых: руководители ОУ

Срок обучения: 56 часов

Режим занятий: 4-8 час. в день.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, изучивший дисциплину, должен знать:

· исторические, методологические и теоретические основы социальной психологии, психологии управления и конфликтологии,

· профессионально-этические нормы управленческой работы специалиста,

· закономерности общения и межличностных отношений людей,

· требования к личности руководителя, основания социально-психологического анализа личности руководителя организации в образовании,

· приемы и техники управления партнером в процессе общения,

· психологические основы управления малой группой,

· социально-психологическую структуру малой группы и межгрупповых отношений,

· психологические аспекты больших социальных групп,

· социально-психологические аспекты этнопсихологии,

· понятие и сущность социализации,

· основные категории и теории конфликтологии,

· социально-психологические аспекты принятия управленческого решения.

уметь:

· обосновывать теоретические основы выбранного управленческого подхода и системы методов,

· применять приемы и техники управления партнером в процессе общения,

· учитывать психологические основы управления малой группой в деятельности организации,

· использовать социально-психологические аспекты принятия управленческого решения в профессиональной деятельности руководителя.

владеть практическими умениями и навыками:

· по исследованию социально-психологических закономерностей личности, малой и большой социальной группы и различных видов отношений,

· анализа, проектирования и рефлексии управленческой деятельности специалиста в области образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

сем., пр. занятия

самост. работа

1.

Введение. Социальная психология управления как отрасль психологической науки.

4

2

0

2

собеседование

2.

Социальная психология общения.

14

4

2

8

собеседование

3.

Социальная психология малой группы. Психологические основы управления малой группой.

16

6

2

8

собеседование

4.

Психологические аспекты больших социальных групп. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.

10

4

0

6

собеседование

5.

Конфликтология. Социально-психологические аспекты принятия управленческого решения.

12

4

4

4

тестирование


ИТОГО:

56

20

8

28

экзамен

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

сем., пр. занятия

самост. работа

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Социальная психология управления как отрасль психологической науки

4

2


2

собеседование

2.

Социальная психология общения

14

4

2

8

собеседование

2.1.

Закономерности общения и межличностных отношений людей.

4

2


2


2.2.

Проблема личности в социальной психологии. Личность руководителя.

6

2


4


2.3.

Приемы и техники управления партнером в процессе общения.

4


2

2


3.

Социальная психология малой группы. Психологические основы управления малой группой

12

4

2

6

собеседование

3.1.

Психология малой группы.

4

2


2


3.2.

Психология межгрупповых отношений

4

2


2


3.3.

Психологические основы управления малой группой

4


2

2


4.

Психологические аспекты больших социальных групп. Социально-психологические аспекты этнопсихологии

14

6


8

собеседование

4.1.

Большие социальные группы

5

2


3


4.2.

Социально-психологические аспекты этнопсихологии.

5

2


3


4.3.

Социализация личности. Личность в большой социальной группе

4

2


2


5.

Конфликтология. Социально-психологические аспекты принятия управленческого решения

12

4

4

4

тестирование


ИТОГО:

56

20

8

28

экзамен

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение. Социальная психология управления как отрасль психологической науки.

Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Предмет социальной психологии. Двойственное положение социальной психологии в системе наук и его причины. Основные этапы в развитии социальной психологии. Основные направления в социальной психологии. Соотношение социальной психологии с другими разделами психологической науки. Проблемы и задачи развития социальной психологии на современном этапе. Методы исследования в социальной психологии. Основные разделы социальной психологии: психология общения, психология групп и коллективов, социальная психология личности, психология массовых коммуникаций, прикладные аспекты социальной психологии.

Прикладные области социальной психологии. Промышленная социальная психология. Социальная психология трудово­го коллектива. Психо­логические аспекты индивидуальной карьеры. Психология религии. Содержание и структура религиозного сознания. Психология религиозных групп. Психология массовой коммуникации и рекламы. Функции массовой ком­муникации в социальном и социально-психологическом плане. Эффектив­ность массовой коммуникации. Социальная психология и организация пропа­ганды и рекламы. Психология искусства. Особенности творческой деятельности человека в литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве.

Психология управления как прикладная отрасль социальной психологии. Социальная психология управления как отрасль психологической науки. Категориальный аппарат социальной психологии и психологии управления.

Раздел 2. Социальная психология общения

Тема 1. Закономерности общения и межличностных отношений людей

Общение как социально-психологическая проблема. Содержание, цели, средства, формы и механизмы общения. Реализация общест­венных и межличностных отношений в процессе общения. Изучение обще­ния в рамках других наук: философский, социологический, психологический, социально-психологический подходы к проблеме.

Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как обмен действиями. Типы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфронтация. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению. Механизмы межличностного восприятия. Роль стереотипов в восприятии людьми друг друга.

Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Социально-психологический анализ восходящих и нисходящих коммуникаций. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, эмпатия. Эффекты межличностного восприятия: "ореола", "первичности", "новизны". Роль стереотипов в восприятии людьми друг друга. Формирова­ние первого впечатления. Восприятие и понимание человека человеком в системе коммуникаций. Интерпретация причин поведения другого человека - феномен "каузаль­ной атрибуции".

Межличностные отношения как реальность общественных отношений, как форма их проявления. Эмоциональная основа межличностных отношений. Официальные и неофициальные, деловые и личностные отношения. Отношения в диадах триадах: гармоничные, противоречивые, конфликтные. Межличностная аттракция: сущность и динамика. Значимые лица. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Основные направления исследования аттракции и их практическое значение. Измерение межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено), ее возможности и границы применения.

Тема 2. Проблема личности в социальной психологии. Личность руководителя

Основные проблемы социальной психологии личности. Я-концепция и самооценка. Социальная идентичность как часть Я-концепции. Саморегуляция. Концепция социальной роли. Выполнение социальных ролей. Взаимовлияние личности и социальной роли.

Самосознание – ядро личности. Социально-психологические особенности личности. Нормы и стереотипы. Нравы, обычаи и ритуалы. Ценностные ориентации личности. Статус и роль личности. Типы социальных ролей. Различные «стили» исполнения социальной роли. Влияние роли на личность. Ролевые конфликты. Влияние средств массовой коммуникации на ролевое поведение.Социальная установка и поведение. Понятие установки. Формирование и изменение установок. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности. Связь между установками и поведением.

Групповые влияния на индивидуальное поведение. Фазы группового членства. Влияние групповых норм на личность. Конформность: влияние большинства, влияние меньшинства. Референтные группы и личность. Социальная фасилитация и социальное расслабление. Деиндивидуализация.

Психология личности руководителя. Руководитель в организации. Руководитель в структуре формальной подсистемы организации. Руководитель как субъект подсистем организации. Амбивалентность внешних побудителей поведения как условие формирования индивидуального стиля деятельности руководителя. Субъектные свойства руководителя образовательного учреждения. Психологический анализ профессиональной деятельности руководителя. Профессионально важные качества руководителя. Психологические особенности организации труда и подготовки руководителя.

Тема 3. Приемы и техники управления партнером в процессе общения.

Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Административные, организационные, экономические, психологические методы управления и методы правового регулирования в управлении. организационные методы как организационно-стабилизирующие методы, реализующие функцию организации, методы распорядительного воздействия, методы дисциплинарного воздействия.

Психология управленческих рений. Психологические особенности передачи управленческой информации исполнителям. Стимулирование и контроль исполнения рений.

Правила подачи обратной связи. Правила поведения в роли воспринимающего обратную связь. Способы повышения эффективности коммуникаций. Правила эффективного слушания. Способы коррекции ошибок восприятия других людей с опорой на эталоны.

Раздел 3. Социальная психология малой группы. Психологические основы управления малой группой

Тема 1. Психология малой группы

Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация малых групп. Формальная и неформальная структура группы. Нормативно-ролевые феномены малой группы. Групповая сплоченность. Феномен группового давления. Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Методы выявления лидеров в малых группах. Проблема эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы. эффективные способы управления малой группой. Коллектив как объект управления. Формальная и неформальная структура трудового коллектива. Факторы эффективной деятельности коллектива. Социально-психологический климат коллектива. Социально-психологические аспекты руководства коллективом в образовании.

Тема 2. Психология межгрупповых отношений.

Социально-психологический подход к изучению межгрупповых отношений. Психология межгруппового восприятия. Изучение проблем межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп.

Групповая динамика и групповая эффективность.Понятие о групповой динамике. Психологическая совместимость членов группы. Принятие решений в группах. Плюсы и минусы группового принятия решений. Социально-психологический климат группы.

Тема 3. Психологические основы управления малой группой.

Психологические особенности реализации функции планирования и управления. Психологические особенности реализации функции организации, контроля, регулирования. Психологические особенности деятельности по выработке управленческих решений. Управленческое взаимодействие. Индивидуальная управленческая концепция руководителя и стиль управления. Конфликт в управленческой деятельности. психологические аспекты подбора и расстановки руководителей. Экспертные процедуры в оценке персонала. Психологические методы управления.

Раздел 4. Психологические аспекты больших социальных групп. Социально-психологические аспекты этнопсихологии

Тема 1. Большие социальные группы

Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация. Классы, социальные слои, нации, этносы, профессиональные группы, их осо­бое место в системе общественных отношений. Необходимость изучения психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида. Феномены больших социальных групп.

Стихийные неорганизованные группы: толпа, демонстрация, т.п. Времен­ные полуорганизованные группы: публика, митинг, аудитория, т.п. Значение их исследования на современном этапе. Проблема группового сознания.

Психология социальных классов. Подход к проблеме в советской и зару­бежной психологии. Понятие "социальный тип личности". Особенности общественного сознания различных классов на современном этапе общест­венного развития. Психология массовидных явлений.

Тема 2. Социально-психологические аспекты этнопсихологии

Психология этносов. Основные направления этнопсихологических исследований. Зависимость осознания этнической принадлежности от социально-исторических условий существования этнической группы. Межэтнические отношения, механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Понятия "национального характера", "психологического склада нации". Проблема этноцентризма. Этнические стереотипы.

Тема 3. Социализация личности. Личность в большой социальной группе

Понятие социализации. Процесс социализации и его исторические изменения. Природа социализации. Теории социализации. Социально-психологические механизмы социализации. Агенты социализации. Половая и политическая социализация. Основные этапы социализации индивида. Личность и общество.

Раздел 5.

Конфликтология. Конфликты: классификация, причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и структура деятельности руководителя образовательного учреждения. Социально-психологические аспекты принятия управленческого решения. Стили руководства и их эффективность. Личность руководителя и его организаторские способности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ,1999.

3. Гришина Н. Психология конфликта.-СПб.: Питер ,2000.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб: Питер, 2001.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 1998.

6. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

7. Козырев Г.И.Введение в конфликтологию.- М.: Владос,1999.

8. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.

9. Машков В.Н. Психология управления. – СПб, 2002.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб., 1999.

11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М., 2003.

12. Станкин М.И. Психология управления. Практическое пособие. – М., 1999.

13. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 1999.

14. Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

15. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психо­логические проблемы. М., 1990.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. Казань,1992.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.

5. Андреева Г.М., Богомолова М.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978.

6. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.,1987.

7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М.,1992.

8. Аронсон Э. Общественное животное. - М., 1998.

9. Белкин А.С. и др. Конфликтология: наука о гармонии. - Екатеринбург, 1995.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб.,М.: «Университетская книга» АСТ,1998.

11. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2001.

12. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии.- М.: изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002.-256 с.

13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1979.

14. Богомолова Н.Н. Социальная психология радио, печати, телевидения. — М, 1991.

15. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

16. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1982.

17. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1988.

18. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.,1996.

19. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.-М.: Смысл, 2001.-145 с.

20. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. - Минск, 2002.

21. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. -С-Пб.: АО «Сфера», 1994.-160с.

22. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1992.

23. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002.

24. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

25. Громова О.Н. Конфликтология .Курс лекций.- М.: ЭКСМО, 2000.

26. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования, 1994, № 5

27. Дейнекин В.М., Марченко А.Н. Профилактика конфликтов на национальной почве. М., 1991.

28. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996.

29. Дмитириев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М.,1993.

30. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000.

31. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев СВ. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология. Часть 1). М., 1993

32. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психологический журнал. 1980. T.I. № 1.

33. Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1998.

34. Желтухин А.И. Социологическая концепция конфликта //Социологические исследования. 1994. № 4.

35. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 4.

36. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

37. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.

38. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

39. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.

40. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания//Социологические исследования, 1993, № 3.

41. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-н/Д., 1998.

42. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1980.

43. Зимбардо Ф. Социальное влияние. СПб., 2000.

44. Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии //Со­циологические исследования, 1984, №2

45. ИвановаЕ.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб. Рига, 1997.

46. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб., 1999.

47. Карнеги Д. Путь к согласию. - М., 1991.

48. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.

49. Козер Л. Функции социального конфликта//Социальный конфликт: со­временные исследования. М., 1991

50. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 2001.

51. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л., 1987.

52. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах (Общая и возрастная психология): Учеб. пособие. Минск, 2000.

53. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

54. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988.

55. Кон И.С. Открытие Я. - М., 1980.

56. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

57. Конфликт в трудовом коллективе — М., 1991.

58. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты.-Мю:Стрингер , 1995.

59. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

60. КудрявцевС.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1990.

61. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967.

62. Линкольн и др. Переговоры. СПб.; Рига, 1998.

63. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты.- М.: Экономика,2000.

64. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Анатомия конфликта. - Ростов-на Дону, 2001.

65. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.

66. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

67. Методология и методы социальной психологии. /Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1977.

68. Методы практической психологии общения. Учебное пособие /Под ред. В.П.Захарова, Е.В.Сидоренко. Л., 1990.

69. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977.

70. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

71. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Раздел 4. - М., 1994.

72. Новиков В.В. Социальная психология: Феномен и наука. М., 1998.

73. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

74. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992.

75. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. М., 1999.

76. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни.- СПб.6 Речь, 2002. - 288 с.

77. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. - СПб., 1997.

78. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная пси­хология: Учеб. пособие. СПб., 2000.

79. Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.

80. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1986.

81. Психология. /Под ред. А.А. Крылова. М., 2000.

82. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М., 1997.

83. Рудестам К. Групповая психотерапия.-СПб.: Пиетр Ком, 1998.- 384с.

84. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе. М., 1991.

85. Свенцицкий. А.Л. Социальная психология управления. - Л., 1986.

86. Сегрера А.С., Арайза М. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель //Вопросы психологии. 1993. № 5.

87. Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1995.

88. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

89. Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - МГУ, 1994.

90. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л., 1972.

91. Соснин В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной и исследовательской практике Запада //Психол. журнал. 1994. № 5.

92. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.,

93. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В А. Лабунской М., 1999.

94. Социальная психология личности. / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М., 1979.

95. Социальная психология. /Под ред. Г.П.Предвечного, Ю.А.Шерковина. - М., 1975.

96. Социальная психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

97. Столин В.В. Самосознание личности. - МГУ, 1983.

98. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

99. Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985.

100. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.

101. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

102. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. Т. 1 и 2.

103. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Спб.: Лань, 1997.

104. Хрестоматия по социальной психологии /Под ред. Т.В.Кутасова. - М., 1994.

105. Чумиков В.П. Социально-политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. М., 1993.

106. Шаленко В. Н. Конфликт в трудовом коллективе. - М., 1992.

107. Шейнов В.П. Управление конфликтными ситуациями: Рекомендации для руководителей. Минск, 1990.

108. Шихирев П Н. Современная социальная психология. М., 1999.

109. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. - М., 1979.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999

2. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М., 2001.

3. Кордуэл М. Психология А – Я: словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

4. Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

5. Макаров В.А. практическая психология и психодиагностика: Учебно-методическое пособие. – М.: МГСУ Союз, 1999.

6. Психологический словарь / Под ре. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.И. Лубовского и др. – М.: Педагогика- Пресс, 1999.

7. Психология: биографический и библиографический словарь/ Под ред. Шихи Н., Челпан Э.Дж.- СПб.: Евразия, 1999.

8. Робер А.С. Большой толковый словарь/ пер с англ. – М.: Вече: АСТ, 2000

9. Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ИНФРА, 1999.


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы