• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Пояснительная записка

Образовательная программа учебной дисциплины разработана на основании дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

Повышение профессионального уровня руководителей и формирование управленческого корпуса является необходимым условием модернизации системы образования России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Современное образовательное учреждение становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющим к ней возрастающие требования. Одновременно с этим вне и внутри образовательного учреждения появляются педагогические, управленческие новшества, создающие возможности для качественных изменений в способах и результатах его работы. Все приводит к усложнению задач управления образовательным учреждением и порождает потребность в новых, научно-обоснованных подходах управления. Руководитель образовательного учреждения должен владеть комплексом управленческих знаний, умений и навыков для решения поставленных задач.

Программа способствует освоению этого содержания и позволит каждому действующему или будущему руководителю осознанно сформировать собственную управленческую концепцию на основе современных достижений теории менеджмента.

Категория обучаемых: руководители и заместители руководителей образовательных учреждений

Срок обучения: 66 час., из низ ( лекционных - 20 час., практических -16 час., самостоятельная работа – 30 час.).

Режим занятий: 6-8 час. в день

Программа состоит из следующих разделов:

· цели и задачи дисциплины;

· требования к уровню освоения содержания дисциплины;

· учебный план;

· учебно-тематический план;

· учебная программа дисциплины (содержание разделов дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины, содержание итогового контроля).

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: получение более глубоких и обширных знаний в области менеджмента и освоение методов управления образовательным учреждением.

Задача дисциплины:

- познакомить с основными понятиями теории современного менеджмента;

- -способствовать формированию профессиональных качеств руководителя образовательного учреждения как менеджера.

- сформировать у слушателей четкое представление о роли и месте менеджмента в современном мире.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, изучивший дисциплину, должен:

знать:

· основные понятия теории менеджмента, организационного управления, системного подхода в управлении, современных методов управления;

· теорию принятия и реализации управленческих решений;

· теоретические основы организации и управления образовательным учреждением;


уметь:

· использовать в своей профессиональной деятельности современные достижения теории менеджмента.

владеть практическими умениями и навыками:

· .по принятию и реализации управленческих решений;

· по использованию методов управления;

· по руководству трудовым коллективом.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п\п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич.

занятия

самост.

работа

1.

Системный подход в управлении

18

6

4

8

Проверка выполнения заданий, предложенных для самостоятельной работы

2.

Разработка управленческих решений

17

5

4

8

3.

Процесс управления

17

5

4

8

4.

Теоретические основы организации

14

4

4

6

ИТОГО

66

20

16

30

Экзамен

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе


лекции

практ. занятия

и т.д.

самост. раб.

Форма контроля

1.

Системный подход в управлении

18

6

4

8

Проверка выполнения заданий, предложенных для самостоятельной работы

1.1.

Системный подход в управлении

5

2

1

2

1.2.

Методы управления

6

2

1

3

1.3.

Организационные структуры образовательных учреждений и механизмы управления

7

2

2

3

2.

Разработка управленческих решений

17

5

4

8

2.1

Принятие решений в системе менеджмента

4

1

1

2

2.2.

Технология и организация процесса принятия решений

5

2

1

2

2.3.

Разработка и принятие решения в условиях неопределенности и риска

4

1

1

2

2.4.

Реализация решений

4

1

1

2

3.

Процесс управления

17

5

4

8

3.1.

Управленческий цикл.

5

1

2

2

3.2.

Планирование в системе менеджмента

3

1


2

3.3.

Миссия организации

3

1

1

1

3.4.

Руководство трудовым коллективом

2

1


1

3.5.

Контроль в управлении образовательным учреждением

4

1

1

2

4.

Теоретические основы организации

14

4

4

6

4.1.

Организационное поведение

7

2

2

3

4.2.

Организационная культура учреждения (организации)

7

2

2

3

ИТОГО:

66

20

16

30

ЭКЗАМЕН

5. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Системный подход в управлении

(лекц.- 5 час., практ. раб. -4 час., самост. работа -8 час.)

Тема 1.1. Системный подход в управлении

Понятия: система, компоненты системы, системный подход.

Введение в науку управления. Основные подходы к управлению.

Модель системы. Системные объекты. Проблемная ситуация и модель ее решения. Понятия педагогическая и инновационная система образовательного учреждения. Особенности системного подхода.

Тема 1.2. Методы управления

Понятия: метод, метод управления.

Методы управления, направленность, содержание и организационная структура. Классификация методов (организационно-распорядительные или организационно-административные, экономические, социально-психологические)

Тема 1.3. Организационные структуры образовательных учреждений и механизмы управления

Понятия:структура, организация, организационная структура.

Виды организационных структур управления: линейно-функциональная структура управления, дивизиональная, проектная, матричная и др. Достоинства и недостатки каждой из структур. Структура управления на различных стадиях (этапах) развития учреждения. Распределение полномочий и ответственности.

Организационные структуры образовательных учреждений и механизмы их управления. Принципы построения организационных структур в управлении. Подходы к построению (разработки). Компоненты управления: административный, общественно-профессиональный и общественный.

Задания для практической работы:

  1. Представьте собственное мнение по вопросу о том, какой должна быть организационная культура образовательного учреждения.
  2. Объясните, что лежит в основе организационных структур и по какому принципу формируется структура управления образовательного учреждения.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные подходы к управлению.

2. Дайте определение методу управления. Какие существуют методы классификации методов управления? Охарактеризуйте их.

3. Дайте полную характеристику организационным структурам управления. Покажите их достоинства и недостатки.

4. Какиеорганизационные структуры управления наиболее эффективны на различных стадиях (этапах) развития учреждения.

5. Перечислите виды управленческих полномочий и охарактеризуйте их содержание.

6. Подумайте, какие схемы управления и почему можно предложить для муниципального органа управления образованием, образовательных учреждений различных видов и типов. Приведите несколько примеров.

7. Что такое организационный механизм управления? Приведите пример организационного механизма.

8. Какие факторы и как влияют на строение управляющей системы.

Раздел 2. Разработка управленческих решений

(лекц.- 5 час., практ. раб. -4 час., самост. работа -8 час.)

Тема 2.1. Принятие решений в системе менеджмента

Понятия: решение, управленческие решение.

Понятие и природа управленческого решения. Классификация решений. Функции решения в методологии и организации процесса управления.

Особенности управленческих решений. Типология управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений.

Тема 2.2. Технология и организация процесса принятия решений

Процесс принятия решения и его структура. Технология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения. Целевая ориентация управленческих решений. Анализ альтернатив действий. Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию альтернатив. Методы моделирования и оптимизации решений.

Тема 2.3. Разработка и принятие решения в условиях неопределенности и риска

Понятия: риск, классификация рисков.

Условия неопределенности и педагогического риска. Приемы разработки и выбора управленческих решений неопределенности и риска. Методы управления рисками.

Тема 2.4. Реализация решений

Организация и контроль исполнения решения. Показатели эффективности управленческих решений. Контроль реализации управленческих решений. Ответственность за управленческие решения.

Задания для практической работы:

1. Опишите последовательность разработки, принятия, и реализации одного управленческого решения.

2. Разработайте критерии эффективности управленческого решения.

3. Решите предложенные ситуационные задачи (см. Приложение).

Задания для самостоятельной работы

1. Выберите, какой из представленных ниже вариантов наиболее точно отражает сущность управленческого решения:

А) подготовка приказа, распоряжения, устного руководящего указания;

Б) определение цели и программы действий в каждый данный момент управления;

В) выбор альтернативы.

2. Поясните, каковы отличительные особенности организационного управленческого решения.

3. Укажите, какие возможные последствия принимаемых решений следует оценивать, рассматривая различные варианты развития ситуации.

4. Какие операции в организованном процессе принятия решений должен брать на себя руководитель? Выберите правильный ответ из приведенных ниже:

А) определение главной проблемы, формулирование целей, задач и требований к решению;

Б) ревизия системы и проектирование решений;

В) определение критериев оценки и выбор варианта;

Г) во всех случаях «А» и «В»;

Д) сбор и обработка дополнительной информации;

Е) во всех случаях «А» и «Б».

5. Равнозначны ли понятия «качество» и «эффективность» решения.

6. Раскройте содержание основных качеств управленческого решения: обоснованность, непротиворечивость, своевременность, адаптивность, реальность.

7. Справедливо ли утверждение, что менеджер должен стремиться избегать рисков.

8. Как соотносятся понятия «эффективность управления» и «эффективность управленческого решения».

9. Какими факторами определяется эффективность управленческого решения.

Раздел 3. Процесс управления

(лекц.- 5 час., практ. раб. -4 час., самост. работа -8 час.)

Тема 3.1. Управленческий цикл.

Понятия: управление, управленческий цикл.

Основные функции управления и их характеристики. Структура функций управления. Сущность и взаимосвязь.

Тема 3.2. Планирование в системе менеджмента

Понятия: планирование; цель, этапы и элементы планирования, стратегия,

Планирование как функция управления. Сущность. Уровни. Виды планирования. Элементы планирования. План. Определение. Классификация планов. Структурирование плана. Критерии качества планов.

Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджменте. Планирование функционирования и развития образовательного учреждения.

Тема 3.3. Миссия организации

Понятия: миссия, положение о мисси, функции миссии.

Миссия организации как инструмент стратегического планирования. Положение о миссии и его примерная структура. Миссия образовательного учреждения. Понятие «миссия ОУ». Функции миссии. Этапы разработки миссии ОУ

Тема 3.4. Руководство трудовым коллективом

Понятия: руководство, стиль руководства, организация, партнерство,

Организация и руководство деятельностью. Сущность. Особенности. Стили руководства (авторитарный, демократический, либеральный) и их разновидности. «Команда» руководителя. Социально-психологические характеристики коллектива и уровень его развития

Тема 3.5. Контроль в управлении образовательным учреждением

Понятия: контроль; основные цели и задачи, виды, формы, этапы контроля.

Контроль как функция управления. Технология и правила проведения контроля. Оценка эффективности контроля.

Сущность, виды, формы и методы контроля в образовательном учреждении. Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности и исполнения решений.

Задания для практической работы:

  1. Заполните следующую таблицу:

Действия

Название функции

Содержание деятельности




  1. Сформулируйте миссию образовательного учреждения, в котором Вы работаете.
  2. Решите предложенные ситуационные задачи (см. Приложение).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Управление, что это:
    • Деятельность?
    • Система?
    • Процесс?
  2. Что такое планирование? В чем состоит сущность планирования?
  3. Перечислите основные горизонты и этапы планирования. Какие существуют виды планов.
  4. Что такое стратегия? В чем состоит отличие стратегического планирования от долгосрочного?
  5. Какие этапы включает в себя процесс разработки и реализации стратегии?
  6. Что такое миссия? Какие функции она выполняет?
  7. Что такое контроль? В чем его сущность. Какие цели и задачи преследует контроль?
  8. Какая существует итоговая документация по контролю?
  9. Дайте характеристику основных стилей руководства.

Раздел 4. Теоретические основы организации

(лекц.- 4 час., практ. раб. -4 час., самост. работа -6 час.)

Тема 4.1. Организационное поведение

Понятия: организационное поведение, мотивация организационного поведения.

Роль человека в организации. Организационное поведение. Мотивация организационного поведения. Методы стимулирования трудовой активности.

Тема 4.2. Организационная культура учреждения (организации)

Понятия: организация, признаки организации, культура, культура организации, организационная культура; типы, функции организационной культуры.

Групповые нормы и ценности как регулятор отношений в коллективе. Формирование организационной культуры коллектива.

Задания для практической работы:

1.Объясните, что такое организационная культура и как она возникает. Приведите в соответствие приведенные ниже термины и объяснения их сущности, данные в таблице в разброс.

Организационные ценности

Форма, восприятия из прошлого, без каких бы то ни было изменений

Обряд

Приукрашенная совокупность черт характера основателя организации

Философия организации

Совокупность мероприятий, оказывающих психологическое воздействие на членов организации

Ритуал

Отражение в закодированном виде истории организации

Образ

Свойство предмета, процесса, явления, позволяющие ему служить образцом поведения людей

Обычай

Стандартное повторяющееся мероприятие, проводимое по специальному поводу

Легенды и мифы

Совокупность основных принципов деятельности организации, отражающих ее предназначение

Менталитет

Характер взаимоотношений членов организации

Традиция

Образ мышления членов организации

Стиль поведения

Ценности, обычаи, ритуалы, перенесенные из прошлого

2. Определите суть организационного поведения. В чем вы видите разницу в понимании того. Что такое «поведение в организации» и «организационное поведение»? Поясните, что означает регламентированное организационное поведение и самодеятельное поведение (самоорганизация).

3. Поясните на конкретном примере, как можно использовать коллективный договор для согласования интересов. Назовите примеры использования других механизмов для согласования различных интересов, подчинения интересов людей целям организации, достижения сочетания или совпадения интересов и целей человека, группы и организации в целом.

Задание для самостоятельной работы

Подготовиться к блиц-опросу по основным понятиям данного курса.

5.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.2.1. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Дрочева Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/Е.Л. Дрочева, Л.И. Юликов.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.-288с. ISBN 5-7695-1123-0 (Изд. Центр «Академия»)

2. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство/ Под ред. П.Карстанье, К.Ушакова. – М.: Сентябрь, 1995 -336с.

3. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Л. Дрочнева, Л.И. Юликов. -2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.-288с. ISBN 5-7695-1123-0 (изд. Центр «Академия»)

4. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ под. ред. В.С.Лазарева.- М.: центр социальных и экономических исследований, 1997.- 336с., ISBN 5- 88795-008-0

5. К.М. Ушаков Ресурсы управления школьной организацией / М.: Сентябрь, 2000.-144с.ISBN 5-88753-034-0

6. К.М. Ушаков Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / М.: Сентябрь, 1995.-128с.ISBN 5-88753-006-5

7. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.-140с. ISBN 5-238- 00162-2

8. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.:ИНФРА – М, 2000. -248с. – (Серия «Высшее образование»). ISBN 5-16-000366-5

9. Сухов В.Д. Основы менеджмента: Учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с. ISBN 5-7695-1477-9

10. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001.- 320с. ISBN 5-7301-0280-1

11. В.П. Симонов Педагогический менеджмент: 50НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие.-3-е изд., испр. И доп. –М.: Педагогическое общество России, 1999-430с.

12. Управление современной школой. Пособие для директора школы/ Под ред. Чл.-корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М.М. Поташника. - М.: АПП ЦИТП, 1992, -168с.

Дополнительная:

Периодические издания.


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы