• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧРЕЖДЕНИЯ

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения». Как и любая другая наука, педагогика изменяется и развивается под воздействием научно-технического прогресса и новых организационных и экономических факторов.

В современных социокультурных условиях одна из самых главных проблем педагогики заключается в том, чтобы сделать учебный процесс эффективным. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимо отбирать и использовать такие образовательные методы, технологии, формы и средства, которые могут повысить качество российского процесса обучения, сделают его более действенным, плодотворным. Чтобы решить эту задачу, недостаточно просто разработать методы эффективного обучения. Их необходимо интегрировать в одну взаимосвязанную непротиворечивую и взаимодействующую форму – конструктивную педагогическую систему.

Как известно, образовательная система – это целостный объект образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным для описания функционирования системы набором элементов (компонентов) в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками: реальностью, социальностью, сложностью, открытостью, динамичностью, вероятностью, целеустремленностью, самоуправляемостью. Системный подход в образовании позволяет рассмотреть данное (или любое другое) педагогическое явление в комплексе всех его компонентов, а технологический – качественно управлять всеми компонентами образовательной системы. Исходя из этого, можно утверждать, что связь системного и технологического подходов в образовании заключается в формировании и внедрении в практику образовательных учреждений системного способа мышления, который называется систематизацией образования.

Подобное изменение образовательной парадигмы требует и иных подходов к участникам образовательного процесса, иного содержания, иных отношений, иного поведения, то есть иного педагогического менталитета. Так, педагогу, руководителю, менеджеру важно владеть целым рядом управленческих технологий: анализа, целеполагания, диагностирования, прогнозирования, проектирования, моделирования, программирования, планирования и других. В этой связи актуальность учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения» очевидна.

Содержание программы учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения». Актуальность и целеполагание названной выше учебной дисциплины обусловили разработку ее содержания, которое реализуется в дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений различного вида по программе «Менеджмент в образовании» АО ИППК РО. Содержание учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения» включает в себя нижеперечисленные компоненты.

Понятие образовательной системы. Виды образовательных систем и их особенности. Определение функционального назначения образовательных систем. Образовательные технологии: классификация, особенности применения, мониторинг и оценка качества образовательного процесса. Технологии обучения и воспитания. Системное управление развитием образовательного учреждения: принципы, целевая образовательная программа. Разработка целевой программы развития учреждения. Управление реализацией целевой программы. Целевое педагогическое проектирование. Этапы проектирования.

Организационные условия реализации программы учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения». Программа учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения». предназначена для слушателей факультета профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений различного вида по программе «Менеджмент в образовании» АО ИППК РО. Программа включает в себя три содержательных блока, которые заявлены в ее названии. Программа предусматривает проведение аудиторных занятий (лекций, практикумов) и самостоятельную работу слушателей.

На лекции выносятся наиболее общие теоретические вопросы, обеспечивающие понимание ключевых проблемтеории и методики педагогического проектирования, современных образовательных технологий и программ развития образовательных учреждений, а также закладывающие методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы педагогов. Практикумы предусматривают организацию групповых дискуссий, способствующих осмыслению ведущих положенийлекций, формированию аналитических умений на основе изучения и анализа проектов образовательных систем, программ развития образовательных учреждений, методов педагогического диагностирования и экспертизы. Самостоятельная работа предполагает организацию изучения научно-методической литературы по теме, анализ ее содержания, самостоятельное выполнение предложенных заданий аналитического и методического характера. По итогам обучения по указанной программе в качестве формы контроля предусмотрен экзамен.

Категория обучаемых: руководители, заместители руководителей образовательных учреждений.

Срок обучения: общее количество часов – 56, из них:

· лекции – 16 час.

· практические, семинарские занятия – 8 час.

· самостоятельная работа – 32 час.

· форма контроля - экзамен

Режим занятий: 6 - 8 академических часов в день

Образовательная программа учебной дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения» состоит из следующих разделов:

1. Цель и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Учебный план.

4. Учебно-тематический план.

5. Учебная программа дисциплины:

5.1 содержание разделов дисциплины;

5.2 учебно-методическое обеспечение дисциплины;

5.3. материально-техническое обеспечение дисциплины;

5.4 содержание итогового контроля.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать представление о теоретических и практических аспектах педагогического проектирования, о современных образовательных технологиях и программах развития образовательных учреждений в контексте системного подхода в образовании

Задачи:

1. сформировать систему основных теоретических понятий в области педагогического проектирования, образовательных технологий, программно-целевого образовательного подхода;

2. определить этапы проектирования и особенности функционирования современных образовательных систем, технологий и программ развития в образовательных учреждениях различного вида;

3. предоставить необходимый теоретико-методический инструментарий для анализа, организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в образовательных учреждениях различного вида;

4. выявить теоретическую и практическую значимость проблемно - ориентированной экспертизы образовательных систем, технологий и программ развития в образовательных учреждениях различного вида.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса обучающийся

должен знать:

· перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования;

· основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития;

· закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития;

· основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;

должен уметь:

· выделять актуальные и перспективные цели развития образовательных учреждений, планировать мероприятия по их достижению;

· прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательных учреждений;

· организовывать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка;

· выделять полное (системное) описание образовательного учреждения

должен владеть:

· методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения;

· средствами анализа профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения;

· методами разработки программ образовательного учреждения;

· методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и др.;

· методами психолого-педагогической диагностики, методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем с учетом различных социокультурных условий

· основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований.

3.Учебный план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинарские, практические занятия

самостоятельная работа

I

Проектирование образовательных систем

22

8

2

12


II

Образовательные технологии

20

6

2

12


III

Программа развития учреждения

14

2

4

8



ИТОГО:

56

16

8

32

экзамен

4.Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинарские, практические занятия

самостоятельная работа

I

Проектирование образовательных систем

22

8

2

12


1.1

Системный подход в образовании. Понятие образовательной системы

6

2

-

4

Ответы на предложенные вопросы

1.2

Виды и функции образовательных систем

6

2

-

4

Анализ составленных порных схем

1.3

Создание и описание проекта образовательной системы

4

2

2

-

Монологические высказывания

1.4

Структура проекта образовательной системы

4

2

-

2

Ответы на предложенные вопросы

II

Образовательные технологии

20

6

2

12


2.1

Технологический подход в образовании

2

2

-

-

Тезисы лекции

2.2

Понятие и классы технологий обучения

6

2

-

4

Анализ составленных таблиц

2.3

Современные образовательные технологии

12

2

2

8

Монологические высказывания

III

Программа развития учреждения

14

2

4

8


3.1

Проектирование содержания и структуры программы развития

8

2

2

4

Проект

3.2

Экспертиза содержания и структуры программы развития ОУ

6


2

4

Монологические высказывания


ИТОГО:

56

16

8

32

экзамен

5. Учебная программа дисциплины «Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии. Программа развития учреждения»

5.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Проектирование образовательных систем

(лекции - 8 часов, практикумы - 2 часа, самостоятельная работа - 12 часов)

Тема 1.1 Системный подход в образовании. Понятие образовательной системы

Система. Определение системы. Системный подход. Образовательная система. Признаки образовательной системы. Целостный учебный процесс как необходимое условие проектирования образовательной системы. Обязательные компоненты образовательной системы. Характеристика компонентов образовательной системы.

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните ваше понимание системного подхода в педагогике и назовите основные признаки, характеризующие объект как систему.

2. Охарактеризуйте отличительные черты образовательной системы.

3. На основе содержания лекций схематически изобразите определение понятия «образовательная система». Для выполнения задания воспользуйтесь опорной схемой: определяемое понятие = родовое понятие + видовые признаки.

Тема 1.2 Виды и функции образовательных систем

Процессная система как совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи. Образовательное учреждение как сложная социально-педагогическая система. Целостный педагогический процесс как образовательная система. Процесс обучения как подсистема целостного педагогического процесса и образовательная система. Учебное занятие как подсистема процесса обучения и образовательная система. Современные образовательные системы (на примере образовательной системы «Школа 2100»).

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры образовательных систем. Постройте классификационную схему видов образовательных систем. Раскройте сущность видов образовательных систем.

2. Докажите, что учебное занятие может представлять собой целостную образовательную систему.

3. Обоснуйте ваше понимание открытости и динамичности образовательной системы (содержание заданий для самостоятельной работы и краткие рекомендации по их выполнению см. в разделе 5.2).

Тема 1.3 Создание и описание проекта образовательной системы

Проектирование как процесс. Основные направления проектирования образовательной системы. Основные черты проектирования. Факторы, влияющие на проектирование образовательной системы. Педагогический проект и проект образовательной системы. Цели проекта образовательной системы. Процедура уточняющего прояснения и достраивания целей проекта образовательной системы. Задачи проекта образовательной системы (на примере алгоритма конкретизации целей Р. Мэйджера).

Практическое занятие «Анализ образовательных систем»

Характеристика предложенных образовательных систем по заданным (обязательным) компонентам и представление результатов работы групп (план проведения практического занятия см. в разделе 5.2).

Тема 1.4 Структура проекта образовательной системы

Последовательные ступени развития проекта образовательной системы. Начальная фаза проекта образовательной системы. Концепция проекта. Действия на начальной фазе проектирования. Фаза разработки проекта образовательной системы. Действия на фазе разработки проекта. Фаза реализации проекта образовательной системы. Действия на фазе реализации проекта. Фаза завершения проекта образовательной системы. Рефлексивное оформление. Мониторинг. Частные, модульные и системные инновации в процессе проектирования образовательной системы.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе содержания лекций и собственного опыта работы ответьте на вопрос «В чем вы видите суть фазового построения проекта образовательной системы?».

2. Изучите содержание фаз проекта образовательной системы. Какие изменения и дополнения вы осуществили бы? Свой вариант обоснуйте.

Раздел II. Образовательные технологии

(лекции - 6 часов, практикумы - 2 часа, самостоятельная работа - 12 часов)

Тема 2.1. Технологический подход в образовании.

Понятие технологизации образования. Направления технологизации: технизация и технологический подход. Технологический подход как образовательный подход к потроению всего учебного процесса. Причины развития технологического подхода в образовании. Направления развития технологического подхода в образовании. Процесс реализации технологического подхода. Отличительные черты технологического подхода: гарантированность результата на каждом отрезке образовательного процесса и оперативная обратная связь.

Тема 2.2. Понятие и классы технологий обучения

Разряды технологий обучения: инновации-модернизации и инновации-трансформации. Технология обучения. Педагогическая технология. Образовательная технология. Внутренняя дифференциация образовательного процесса при использовании технологий обучения и воспитания. Проектирование использования образовательной технологии. Роль диагностики и прогнозирования в использовании образовательных технологий. Классы образовательных технологий: «традиционные методики», модульно-блочные технологии, цельноблочные технологии, интегральные технологии. Характеристика классов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Построив схему «Модель обучения», докажите, что образовательная технология относится к верхнему ярусу схемы – дидактической основе (методам и формам) модели обучения (схему см. в разделе 5.2).

2. Составьте сравнительную таблицу классов образовательных технологий, охарактеризовав их по четырем параметрам: учебный период, методы обучения, организационные формы, средства диагностики.

2.

Тема 2.3. Современные образовательные технологии

Принципы образовательных технологий. Параметры образовательного процесса, построенного с применением технологий обучения и воспитания: целеполагание, диагностика, дозирование заданий, логическая структура, коррекция.

Практическое занятие «Обзор современных образовательных технологий»

Выборочная характеристика современных образовательных технологий: метод кейсов, ТОГИС, технология РКМЧП и др. и представление результатов работы групп.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь со списком образовательных технологий (список см. в разделе 5.2).

2. Опишите поэтапно, пользуясь любой из предложенных таблиц, одну из указанных в списке образовательных технологий или технологию, выбранную вами самостоятельно (таблицы см. в разделе 5.2).

Раздел IIIПрограмма развития учреждения

(лекции - 2 часа, практикумы - 4 часа, самостоятельная работа - 8 часов)

Тема 3.1. Проектирование содержания и структуры программы развития

Требования к структуре программы развития. Цель и задачи программы развития. Условия успешного осуществления программы развития ОУ. Этапы разработки программы развития ОУ. Паспорт программы развития ОУ. Информационная справка и проблемно-ориентированный анализ деятельности ОУ. Концепция и миссия образовательного учреждения. Разработка плана действий.

Практическое занятие «Проект содержания и структуры программы развития»

Групповая разработка проекта содержания и структуры программы развития ОУ.

Задания для самостоятельной работы

Разработать цели и задачи программы развития ОУ (на конкретном примере).

Сформулировать миссию ОУ (на конкретном примере).

Тема 3.2. Экспертиза содержания и структуры программы развития ОУ

Критерии экспертной оценки программы развития ОУ. Процедура согласования и экспертизы программы развития ОУ. Экспертиза содержания и структура программы развития ОУ.

Практическое занятие «Экспертиза содержания и структура программы развития ОУ»

Экспертиза предложенных вариантов программы развития ОУ (групповая работа).

Задания для самостоятельной работы

Провести индивидуальную экспертизу программы развития ОУ, в котором вы работаете.

5.2.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.2.1. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / Программно-методическое пособие. – М.,2000

2. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова - М.: Издательский центр «Академия», 2002

3.

Дополнительная:

1. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного педагогического профессионального образования. – М.: 5 за знания, 2007.

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Сост.: Е.И. Соколова / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

3. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2006

4. Молчанова Т.К., Виноградова Е.К. Составление образовательных программ: Практические рекомендации. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.

5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / И.В. Трайнев. – М.: ТЦ Сфера, 2004

7. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы