• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

  • новых образовательных технологий - технологических инноваций,
  • новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,
  • новых методов и приемов обучения и воспитания - образовательных инноваций,
  • новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Использование новых технологий в образовательном процессе приводит к тому, что развиваются:

  • новые педагогические методы и приемы,
  • новая образовательная среда.

Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.

В содержании программы курса выделяется 2 раздела:

- «Инновации в образовании» (38 часов) – рассматривается сущность реализуемых образовательных инноваций;

- «Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении» (34 часа) – рассматриваются вопросы управления процессом разработки внедрения, контроля образовательными инновациями.

Программа направлена на подготовку категории: слушатели, обучающиеся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

Срок обучения: 50 часов (в т.ч.26 – аудиторных, 24 – самостоятельной работы).

Режим занятий: 4-8 час. в день.

По окончании обучения слушатели сдают экзамен.

В структуре программы выделены следующие разделы:

1. Цели и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Учебный план.

4. Учебно-тематический план.

5. Учебная программа дисциплины:

- содержание разделов дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- материально-техническое обеспечение дисциплины;

- содержание итогового контроля.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины:

ознакомление слушателей с современными взглядами на инновационную стратегию развития системы образования России, особенностями инновационной деятельности и маркетинга в образовании, а также формирование умений и навыков работы с современными программными учебно-методическими комплексами и информационными ресурсами.

Задачи:

- дать представление об основных понятиях и категориях инновационного менеджмента;

- выработать навыки и умения, связанные с осуществлением управленческой деятельности в сфере образовательных инноваций: умение анализировать состояние образовательного процесса, прогнозировать возможные направления развития за счет ведения инноваций, определять логику введения инноваций и определять эффективность образовательных инноваций.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения данной программы у слушателей должно быть сформировано мировоззрение, позволяющее профессионально ориентироваться в современном понимании инновационной политики и особенностей инновационного менеджмента в сфере образования, приобретены навыки использования современных инструментальные средств и сервисов Интернет при разработке инновационных образовательных проектов.

По окончании обучения специалист должен знать:

- принципы организации инновационной деятельности в образовательном учреждении;

- стратегические направления развития системы образования РФ и региона;

- основы организации и проведения ОЭР и исследовательской работы в сфере образования;

уметь:

- анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений;

владеть:

- методами психолого-педагогической диагностики, методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных инноваций;

- основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований.


3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ пп

Наименование разделов

дисциплины

Всего часов

в том числе

Форма

контроля

лекции

семин., практ.

занятия

сам. работа

I.

Инновации в образовании

28

8

8

12


II.

Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении

22

6

4

12


ИТОГО

50

14

12

24

экзамен

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ пп

Наименование разделов и тем дисциплины

Всего часов

в том числе

Форма контроля

лекции

семин., практ.

занятия

сам. работа

I. Инновации в образовании

28

8

8

12


1.1.

Введение. Основные понятия курса

6

1

3

2

Словарь основных понятий

1.2.

Инновационная политика в сфере образования

4

2

-

2

Собеседование в ходе занятия

1.3.

Инновации в системе дошкольного образования детей

4

1

1

2

Выполнение практических заданий;

презентация инноваций

1.4.

Инновации в системе общего образования детей

6

1

1

4

Выполнение практических заданий;

презентация инноваций

1.5.

Инновации в системе профессионального образования (в т.ч. дополнительного)

2

1

-

1

Презентация инноваций

1.6.

Инновации в системе дополнительного образования детей

2

1

1

-

Выполнение практических заданий; презентация инноваций

1.7.

Инновации в управлении образовательными учреждениями

4

1

2

1

Классификатор инноваций

II. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении

22

6

4

12


2.1.

Основы управления инновационной деятельностью в ОУ

6

2

2

2

Собеседование

2.2.

Планирование инновационной деятельности

4

1

1

2

Описание инновационного проекта

2.3.

Управление персоналом в условиях осуществления инновационных процессов

6

1

-

5

Предложения по стимулированию инновационной деятельности коллектива

2.4.

Организация ОЭР в образовательном учреждении

4

1

1

2

Описание инновационного проекта

2.5.

Оценка эффективности инновационной деятельности

4

1

1

2


ИТОГО

50

14

12

24

экзамен

5.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Тема 1.1. Введение. Основные понятия курса

(лекц .- 1 час., практ. - 3 час., сам.раб. - 2 час.)

Цели и задачи курса. Логика изучения материала курса, его структура и связь с другими дисциплинами. Требования к изучению дисциплины. Значение инновационного менеджмента в профессиональной подготовке менеджера.

Основные понятия теории инноваций. Термины «инновация», «нововведение», «педагогическая инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент», «инновационный проект», «инновационный маркетинг» и др. Место инноваций в решении задач повышения конкурентоспособности образовательных учреждений. Классификация инноваций (в т.ч. образовательных). Виды и цели инноваций. Инновационный процесс: структура и характеристики. Экономические аспекты инноваций. Современные концепции инновационного развития организаций.

Тема 1.2. Инновационная политика в сфере образования

(лекц .- 2 час., сам.раб. - 2 час.)

Инновационная стратегия – путь развития России.

Закон об образовании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Концепция Федеральной целевой программы развития на 2006-2010 гг.

Программно-целевой принцип управления образованием.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить перечень вопросов для обсуждения на педагогическом (методическом) совете учреждения.

Тема 1.3. Инновации в системе дошкольного образования

(лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)

Предшкольное образование детей. Полипрограммность и вариативность программ. Группы кратковременного пребывания детей. Развитие системы дополнительных образовательных услуг.

Практические задания:

1. Заполнить таблицу «Образовательные инновации» - ступень дошкольного образования.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить описание инновации (на выбор) в сфере дошкольного образования (компьютерная презентация).

Тема 1.4. Инновации в общем образовании

(лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 4 час.)

Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. ЕГЭ. Переход на 12-летнее обучение. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в общем образовании.

Практические задания:

1. Заполнить таблицу «Образовательные инновации» - ступень общего образования.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить описание 2-3 инноваций (на выбор) в сфере общего образования (компьютерная презентация).

Тема 1.5. Инновации в системе профессионального образования

(в т.ч. дополнительного)

(лекц .- 1 час., сам.раб. - 1 час.)

Государственная политика в сфере профессионального образования. Изменения в нормативно-правовом обеспечении профессионального образования России. Болонская декларация.

Проблемы стандартизации профессионального образования.

Процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации в образовании. Основные и дополнительные программы высшего профессионального образования (ступени «бакалавр», «специалист» и «магистр», дополнительные квалификации и профессиональная переподготовка).

Дистанционное обучение – достоинства и недостатки.

Система повышения квалификации работников образования. Профессиональная переподготовка. Проблемы образования взрослых; специфика процесса обучения.

Практические задания:

1. Сформулировать + и – дистанционного образования, определить пути преодоления минусов.

Тема 1.6. Инновации в системе дополнительного образования детей

(лекц .- 1 час., практ. - 1 час.)

Проблема стандартизации образования детей. Приоритетные и перспективные направления развития системы дополнительного образования детей. Интеграция учреждений дополнительного образования детей с учреждениями дошкольного, общего образования.

Практические задания:

1. Заполнить таблицу «Образовательные инновации» - ступень дополнительного образования детей.

Тема 1.7. Инновации в управлении образовательными учреждениями

(лекц .- 1 час., практ. - 2 час., сам.раб. - 1 час.)

Программа развития образовательного учреждения. Государственно-общественное управление в образовании. Проектная деятельность образовательного учреждения. Социальное партнерство.

Практические задания:

1. Разработка структуры раздела программы развития «Инновационная деятельность».

Задание для самостоятельной работы:

1. Составить перечень перспективных для собственного учреждения нововведений в сферу управления.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Тема 2.1. Основы управления инновационной деятельностью в ОУ

(лекц .- 2 час., практ. - 2 час., сам.раб. - 2 час.)

Сущность и элементы инновационного менеджмента. Предмет и задачи инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент: основные понятия и проблемы. Виды и функции инновационного менеджмента. Диффузия инноваций.

Управление инновационной деятельностью. Научные подходы к инновационному менеджменту.

Функции и методы инновационного менеджмента. Особенности функций и методов инновационного метода (анализ, планирование, координация, управление мотивацией, контроль).

Условия эффективности инноваций.

Правовое регулирование инновационной деятельности в образовании.

Свойства инноваций организаций будущего (на примере образовательного учреждения): адаптация к внешней среде, устойчивость организации, разнообразие методов, технологий, продукции и услуг, ориентация на проектный подход, приоритет ценностей инновационного развития, творческого подхода, профессионального роста, престижа, гибкость технологий, методов управления, организационной структуры, инновационный характер управления, способность повышать конкурентоспособность.

Практические задания:

1. Определить круг основных понятий инновационного менеджмента.

2. В группах составить рабочие определения данных понятий.

3. Представить их для обсуждения и анализа.

Задание для самостоятельной работы:

1. Дать характеристику инновационного потенциала собственного образовательного учреждения по следующим позициям:

- адаптация к внешней среде, разнообразие методов, технологий, услуг;

- ориентация на проектный подход;

- приоритет ценностей инновационного развития, творческого подхода, профессионального роста, престижа;

- гибкость методов управления, организационной структуры,

- инновационный характер управления, способность повышать конкурентоспособность.

Тема 2.2. Планирование инновационной деятельности

(лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)

Программа развития учреждения – стратегический документ, определяющий инновационную деятельность.

Сущность и формы планирования инноваций. Виды планирования инноваций. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования (уровень иерархии, неопределенность, вид проблем, горизонт времени, потребность в информации, альтернативы, объем, степень детализации). Формы и методы планирования инноваций в организациях. Процесс планирования: постановка задач, разработка плана, реализация плана.

Управление инновационными проектами. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Критерии успешности инновационного образовательного проекта (наличие спроса на рынке, наличие учредителя, гаранта, соответствие законодательству, новизна и приоритетность, конкурентоспособность, необходимый уровень стандартизации, квалифицированный персонал и др.).

Практические задания:

1. Разработать групповой инновационный проект.

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработать инновационный проект для образовательного учреждения.

Тема 2.3. Управление персоналом в условиях осуществления

инновационных процессов

(лекц .- 1 час., сам.раб. - 5 час.)

Содержание и особенности трудовых процессов в научных исследованиях, разработках и инновациях. Концепции мотивации персонала и их приложение к инновационной сфере. Модель мотивации поведения через потребности по А.Маслоу, процессуальная модель мотивации.

Этапы управления трудовыми ресурсами (планирование, вербовка, отбор, определение заработной платы, адаптация, обучение, оценка трудовой деятельности, повышение, понижение, перевод и увольнение).

Качества, требующиеся от инновационного менеджера: инициативность, лидерство, ответственность, организованность, решительность, упорство в достижении цели).

Задание для самостоятельной работы:

1.Пподготовить предложения по стимулированию инновационной деятельности сотрудников образовательного учреждения.

Тема 2.4. Организация ОЭР в образовательном учреждении

(лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)

Обеспечение психологической грамотности нововведений в образовательных учреждениях. Условия возникновения и осуществления ОЭР.

Выявление отношения педагогического коллектива к ОЭР. Проблема готовности педагогов к восприятию и применению новшеств.

Краткая характеристика этапов экспериментальной работы.

Практические задания:

1. Выделить минимально необходимую структуру программы ОЭР.

Задание для самостоятельной работы:

1. Разработать проект положения об организации ОЭР в образовательном учреждении.

Тема 2.5. Оценка эффективности инновационной деятельности

(лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)

Критерии и процедуры анализа и оценки инновационной деятельности образовательного учреждения. Параметры оценивания: содержание и направленность инновационных преобразований (локальные, системные, пролонгированные), результат и его качество. Диагностический инструментарий для изучения результативности инновационной деятельности образовательных учреждений.

Управление рисками в инновационной сфере.

Практические задания:

1. Определение (в группах) критериев для оценки инновационной деятельности образовательного учреждения.

2. Коллективное обсуждение данных критериев, выделение групп критериев.

Задание для самостоятельной работы:

1. Определить показатели, по которым может быть оценен инновационный проект.


5.2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.2.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.- М.,2000. – 446 с.

- Инновационный менеджмент: учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н.Оголевой – М., 2001. – 238 с.

- Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2002. – 112 с.

- Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий / «Сентябрь», 2004. – 192 с.

- Чечель И.Д., Новикова Т.Г. . Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. – М.,2003. – 160 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

- Гетман Н.А. Мониторинг инновационных процессов на уровне образовательного учреждения и района как ресурс развития образования. // Методист. – 2006. - № 10. – С. 19 – 25.

- Лукьянова М. Поисково-исследовательская и экспериментальная работа педагогического коллектива. //Учитель. – 2006. - № 6.

- Новикова Т. Условия эффективности инноваций: зарубежный опыт и российская практика. //Директор школы. – 2006. - № 5.

- Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып.12. – М.,2001. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)

- Пахомова Н. Как составить план экспериментальной работы на предстоящий учебный год. //Школьное планирование. – 2006. - № 4. – С. 57 – 68.

- Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.367 с.

- Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996.

- Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. //Директор школы. – 2006. - № 6.

- Фишбейн Д. Практикум эффективного управления: сопротивление переменам. //Директор школы. – 2006. - № 9, 10.

- Экспертиза в системе экспериментального и инновационного образования (по материалам проектов «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной и основной школы» и «Влияние рейтинговой системы оценки на активизацию учебного процесса») / Авт. – сост. Л.Н. Алексеева, Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. – М.: АПКиПРО, 2004. – 68 с.


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы