| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статистика
| УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:
Использование новых технологий в образовательном процессе приводит к тому, что развиваются:
Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом. В содержании программы курса выделяется 2 раздела: - «Инновации в образовании» (38 часов) – рассматривается сущность реализуемых образовательных инноваций; - «Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении» (34 часа) – рассматриваются вопросы управления процессом разработки внедрения, контроля образовательными инновациями. Программа направлена на подготовку категории: слушатели, обучающиеся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».
Срок обучения: 50 часов (в т.ч.26 – аудиторных, 24 – самостоятельной работы).
Режим занятий: 4-8 час. в день. По окончании обучения слушатели сдают экзамен.
В структуре программы выделены следующие разделы: 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Учебная программа дисциплины: - содержание разделов дисциплины; - учебно-методическое обеспечение дисциплины; - материально-техническое обеспечение дисциплины; - содержание итогового контроля.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины: ознакомление слушателей с современными взглядами на инновационную стратегию развития системы образования России, особенностями инновационной деятельности и маркетинга в образовании, а также формирование умений и навыков работы с современными программными учебно-методическими комплексами и информационными ресурсами. Задачи: - дать представление об основных понятиях и категориях инновационного менеджмента; - выработать навыки и умения, связанные с осуществлением управленческой деятельности в сфере образовательных инноваций: умение анализировать состояние образовательного процесса, прогнозировать возможные направления развития за счет ведения инноваций, определять логику введения инноваций и определять эффективность образовательных инноваций.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения данной программы у слушателей должно быть сформировано мировоззрение, позволяющее профессионально ориентироваться в современном понимании инновационной политики и особенностей инновационного менеджмента в сфере образования, приобретены навыки использования современных инструментальные средств и сервисов Интернет при разработке инновационных образовательных проектов. По окончании обучения специалист должен знать: - принципы организации инновационной деятельности в образовательном учреждении; - стратегические направления развития системы образования РФ и региона; - основы организации и проведения ОЭР и исследовательской работы в сфере образования; уметь: - анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений; владеть: - методами психолого-педагогической диагностики, методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных инноваций; - основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Тема 1.1. Введение. Основные понятия курса (лекц .- 1 час., практ. - 3 час., сам.раб. - 2 час.)
Цели и задачи курса. Логика изучения материала курса, его структура и связь с другими дисциплинами. Требования к изучению дисциплины. Значение инновационного менеджмента в профессиональной подготовке менеджера. Основные понятия теории инноваций. Термины «инновация», «нововведение», «педагогическая инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент», «инновационный проект», «инновационный маркетинг» и др. Место инноваций в решении задач повышения конкурентоспособности образовательных учреждений. Классификация инноваций (в т.ч. образовательных). Виды и цели инноваций. Инновационный процесс: структура и характеристики. Экономические аспекты инноваций. Современные концепции инновационного развития организаций.
Тема 1.2. Инновационная политика в сфере образования (лекц .- 2 час., сам.раб. - 2 час.)
Инновационная стратегия – путь развития России. Закон об образовании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Концепция Федеральной целевой программы развития на 2006-2010 гг. Программно-целевой принцип управления образованием. Задание для самостоятельной работы: 1. Подготовить перечень вопросов для обсуждения на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Тема 1.3. Инновации в системе дошкольного образования (лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)
Предшкольное образование детей. Полипрограммность и вариативность программ. Группы кратковременного пребывания детей. Развитие системы дополнительных образовательных услуг. Практические задания: 1. Заполнить таблицу «Образовательные инновации» - ступень дошкольного образования. Задание для самостоятельной работы: 1. Подготовить описание инновации (на выбор) в сфере дошкольного образования (компьютерная презентация).
Тема 1.4. Инновации в общем образовании (лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 4 час.)
Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. ЕГЭ. Переход на 12-летнее обучение. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в общем образовании. Практические задания: 1. Заполнить таблицу «Образовательные инновации» - ступень общего образования. Задание для самостоятельной работы: 1. Подготовить описание 2-3 инноваций (на выбор) в сфере общего образования (компьютерная презентация).
Тема 1.5. Инновации в системе профессионального образования (в т.ч. дополнительного) (лекц .- 1 час., сам.раб. - 1 час.)
Государственная политика в сфере профессионального образования. Изменения в нормативно-правовом обеспечении профессионального образования России. Болонская декларация. Проблемы стандартизации профессионального образования. Процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации в образовании. Основные и дополнительные программы высшего профессионального образования (ступени «бакалавр», «специалист» и «магистр», дополнительные квалификации и профессиональная переподготовка). Дистанционное обучение – достоинства и недостатки. Система повышения квалификации работников образования. Профессиональная переподготовка. Проблемы образования взрослых; специфика процесса обучения. Практические задания: 1. Сформулировать + и – дистанционного образования, определить пути преодоления минусов.
Тема 1.6. Инновации в системе дополнительного образования детей (лекц .- 1 час., практ. - 1 час.)
Проблема стандартизации образования детей. Приоритетные и перспективные направления развития системы дополнительного образования детей. Интеграция учреждений дополнительного образования детей с учреждениями дошкольного, общего образования. Практические задания: 1. Заполнить таблицу «Образовательные инновации» - ступень дополнительного образования детей.
Тема 1.7. Инновации в управлении образовательными учреждениями (лекц .- 1 час., практ. - 2 час., сам.раб. - 1 час.)
Программа развития образовательного учреждения. Государственно-общественное управление в образовании. Проектная деятельность образовательного учреждения. Социальное партнерство. Практические задания: 1. Разработка структуры раздела программы развития «Инновационная деятельность». Задание для самостоятельной работы: 1. Составить перечень перспективных для собственного учреждения нововведений в сферу управления.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Тема 2.1. Основы управления инновационной деятельностью в ОУ (лекц .- 2 час., практ. - 2 час., сам.раб. - 2 час.)
Сущность и элементы инновационного менеджмента. Предмет и задачи инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент: основные понятия и проблемы. Виды и функции инновационного менеджмента. Диффузия инноваций. Управление инновационной деятельностью. Научные подходы к инновационному менеджменту. Функции и методы инновационного менеджмента. Особенности функций и методов инновационного метода (анализ, планирование, координация, управление мотивацией, контроль). Условия эффективности инноваций. Правовое регулирование инновационной деятельности в образовании. Свойства инноваций организаций будущего (на примере образовательного учреждения): адаптация к внешней среде, устойчивость организации, разнообразие методов, технологий, продукции и услуг, ориентация на проектный подход, приоритет ценностей инновационного развития, творческого подхода, профессионального роста, престижа, гибкость технологий, методов управления, организационной структуры, инновационный характер управления, способность повышать конкурентоспособность. Практические задания: 1. Определить круг основных понятий инновационного менеджмента. 2. В группах составить рабочие определения данных понятий. 3. Представить их для обсуждения и анализа. Задание для самостоятельной работы: 1. Дать характеристику инновационного потенциала собственного образовательного учреждения по следующим позициям: - адаптация к внешней среде, разнообразие методов, технологий, услуг; - ориентация на проектный подход; - приоритет ценностей инновационного развития, творческого подхода, профессионального роста, престижа; - гибкость методов управления, организационной структуры, - инновационный характер управления, способность повышать конкурентоспособность.
Тема 2.2. Планирование инновационной деятельности (лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)
Программа развития учреждения – стратегический документ, определяющий инновационную деятельность. Сущность и формы планирования инноваций. Виды планирования инноваций. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования (уровень иерархии, неопределенность, вид проблем, горизонт времени, потребность в информации, альтернативы, объем, степень детализации). Формы и методы планирования инноваций в организациях. Процесс планирования: постановка задач, разработка плана, реализация плана. Управление инновационными проектами. Проектная деятельность в образовательном учреждении. Критерии успешности инновационного образовательного проекта (наличие спроса на рынке, наличие учредителя, гаранта, соответствие законодательству, новизна и приоритетность, конкурентоспособность, необходимый уровень стандартизации, квалифицированный персонал и др.). Практические задания: 1. Разработать групповой инновационный проект. Задание для самостоятельной работы: 1. Разработать инновационный проект для образовательного учреждения.
Тема 2.3. Управление персоналом в условиях осуществления инновационных процессов (лекц .- 1 час., сам.раб. - 5 час.)
Содержание и особенности трудовых процессов в научных исследованиях, разработках и инновациях. Концепции мотивации персонала и их приложение к инновационной сфере. Модель мотивации поведения через потребности по А.Маслоу, процессуальная модель мотивации. Этапы управления трудовыми ресурсами (планирование, вербовка, отбор, определение заработной платы, адаптация, обучение, оценка трудовой деятельности, повышение, понижение, перевод и увольнение). Качества, требующиеся от инновационного менеджера: инициативность, лидерство, ответственность, организованность, решительность, упорство в достижении цели). Задание для самостоятельной работы: 1.Пподготовить предложения по стимулированию инновационной деятельности сотрудников образовательного учреждения.
Тема 2.4. Организация ОЭР в образовательном учреждении (лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)
Обеспечение психологической грамотности нововведений в образовательных учреждениях. Условия возникновения и осуществления ОЭР. Выявление отношения педагогического коллектива к ОЭР. Проблема готовности педагогов к восприятию и применению новшеств. Краткая характеристика этапов экспериментальной работы. Практические задания: 1. Выделить минимально необходимую структуру программы ОЭР. Задание для самостоятельной работы: 1. Разработать проект положения об организации ОЭР в образовательном учреждении.
Тема 2.5. Оценка эффективности инновационной деятельности (лекц .- 1 час., практ. - 1 час., сам.раб. - 2 час.)
Критерии и процедуры анализа и оценки инновационной деятельности образовательного учреждения. Параметры оценивания: содержание и направленность инновационных преобразований (локальные, системные, пролонгированные), результат и его качество. Диагностический инструментарий для изучения результативности инновационной деятельности образовательных учреждений. Управление рисками в инновационной сфере. Практические задания: 1. Определение (в группах) критериев для оценки инновационной деятельности образовательного учреждения. 2. Коллективное обсуждение данных критериев, выделение групп критериев. Задание для самостоятельной работы: 1. Определить показатели, по которым может быть оценен инновационный проект.
5.2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.2.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ДокументыДокументыМероприятияМероприятияМатериалыМатериалы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
©2024, "АО ИОО" | (8182) 68-38-92 | ioo@onedu.ru |