• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Последние десятилетия отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Вопросы проектирования информационных средств и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования. В сложившихся условиях одной из целей повышения квалификации руководителей ОУ стало не только овладение базовыми навыками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и умение творчески применять эти навыки (ИКТ-компетентность).

Образовательная программа учебной дисциплины «Информационные технологии в образовательной и управленческой деятельности» предназначена для слушателей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

В ходе реализации данной программы слушатели получают подготовку, которая даёт им возможность эффективно внедрять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательную и управленческую деятельность.

Образовательная программа «Информационные технологии в образовательной и управленческой деятельности» состоит из следующих разделов:

1. Цели и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Учебный план.

4. Учебно-тематический план.

5. Учебная программа:

· содержание разделов дисциплины;

· учебно-методическое обеспечение;

· материально-техническое обеспечение;

· содержание итогового контроля.

Содержание программы ориентировано на освоение, в первую очередь, продуктов Microsoft, которые поставляются в ОУ в ходе реализации Федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Информатизация системы образования».

Программа содержит следующие разделы:

1. ИКТ в образовании (27 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6 ч., сам. работа – 15 ч.). В ходе изучения данного раздела программы предполагается знакомство слушателей с информационными технологиями, применяемыми в образовательном процессе и в управлении ОУ.

2. Программно-методическое обеспечение ИКТ (19 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6ч., сам. работа – 7ч.) предполагает ознакомление слушателей с программно-методическим обеспечением по ИКТ, необходимым для установки в ОУ и имеющим государственную лицензию.

Подготовка по данной программе в полном объёме завершается выступлением перед другими слушателями на тему «Применение ИКТ в образовательной и управленческой деятельности ОУ».

Программа разработана с учетом существующих нормативов, действующих в учреждениях дополнительного профессионального педагогического образования и документов, регулирующих процессы модернизации современного образования.

1. ЦЕЛИ И ЗДАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование компетентности руководителя ОУ в области информационно-коммуникативных технологий.

Задачи дисциплины: 1. познакомить с информационными технологиями, используемыми в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями;

2. научить применять информационные технологии в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями;

3. показать необходимость комплексного подхода к использованию информационных технологий в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями, а также важность формирования ИКТ - компетентности руководителей ОУ и педагогов.

Категория обучаемых: слушатели, обучающиеся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании».

Срок обучения: 46 час.

Режим занятий: 4-8 часов в день.

Форма контроля: зачет

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, изучивший дисциплину, должен:

знать:

  • информационные технологии, применяемые в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями;
  • автоматизированные обучающие системы;
  • возможности применения ИКТ в процессе мониторинга и экспертизы результатов учебной деятельности;
  • возможности использования электронных учебников и дистанционной формы обучения в образовательном процессе и для повышения квалификации руководителей ОУ и педагогов-предметников;
  • программно-методическое обеспечение по ИКТ, необходимое для установки в ОУ и имеющие государственную лицензию;

уметь:

  • классифицировать ИКТ и отбирать соответствующие для выполнения определённой задачи в управлении ОУ;
  • искать необходимую информацию в глобальной сети Интернет;

владеть практическими умениями и навыками:

  • применения информационных технологий в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование

Всего

В том числе

Форма

п/п

разделов программы

часов

лекции

семинар, практ. зан. и т.д.

самост. раб.

контроля

1. .

ИКТ в образовании.

27

6

6

15

Зачётная работа

2. 1

Программно-методическое обеспечение ИКТ.

19

6

6

7

Зачётная работа


ИТОГО:

46

12

12

22

Зачёт

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич.,

семинар. занятия и т.п.

Само-стоятельная работа

1.

ИКТ в образовании.

27

6

6

15

Зачётная работа

1.1.

Назначение и области применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе

3

1


2

эссе

1.2.

Применение ИКТ в образовательных процессах с учётом возрастной специфики, психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся.

3

1


2

сообщение

1.3.

Технология создания компьютерных презентаций в MS PowerPoint.

6

1

2

3

презента-ция

1.4.

Технология обработки числовой информации в MS Excel.

5

1

2

2

тест

1.5.

Технология создания публикаций в MS Publisher.

4

1

1

2

буклет

1.6.

Создание простейшего сайта поддержки образовательной деятельности.

6

1

1

4

веб-сайт

2.

Программно-методическое обеспечение ИКТ.

19

6

6

7

Зачётная работа

2.1.

Программно-методическое обеспечение ИКТ.

1

0,5


0,5

сообщение

2.2.

Интернет.

2

1

1



2.3.

Дистанционное обучение.

0,5

0,5




2.4.

Автоматизированные обучающие системы, электронный учебник.

1,5

1


0,5

сообщение

2.5.

Создание единого информационного пространства ОУ

1

1




2.6.

Мониторинг и экспертиза результатов учебной деятельности.

13

2

5

6

база данных


Итого:

46

12

12

22

Зачёт

5. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ИКТ в образовании

(27 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6 ч., сам. работа – 15 ч.)

Тема 1. Назначение и области применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Современные ИКТ: основные понятия, возможности, доступность, дидактические функции в учебном процессе. Особенности развития ИКТ в мире и России.

Основные направления образования с использованием ИКТ, тенденции и проблемы его развития. Перспективы развития образования с использованием ИКТ как инновационной парадигмы обучения и формирования личности.

ИКТ-компетенция руководителя ОУ и учителя-предметника.

Задания для самостоятельной работы: создать эссе на тему «Применение ИКТ в образовательном процессе и управлении ОУ».

Тема 2. Применение ИКТ в образовательных процессах с учётом возрастной специфики, психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся

Применение ИКТ в реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций урока. Учёт психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся в процессе разработки компьютерной поддержки конкретного предмета.

Основные аспекты формирования информационной грамотности у учащихся разных возрастных категорий.

Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему «Использование ИКТ в учебном процессе с учётом возрастной специфики, психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся».

Тема 3. Технология создания компьютерных презентаций в MSPowerPoint

Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Понятие мультимедийной презентации, цели и задачи ее создания. Примеры презентаций и их использования в учебном процессе.

Стандартные способы создания презентаций. Размещение объектов на слайдах. Оформление отдельных слайдов и презентации в целом. Редактирование презентации. Технологические особенности и возможности Microsoft PowerPoint для подготовки учебно-методических материалов.

Этапы создания и культура подготовки мультимедийных презентаций. Подготовка слайдов к демонстрации и демонстрация презентации. Создание интерактивных презентаций.

Задания для самостоятельной работы:создать компьютерную презентацию о своём ОУ.

Тема 4. Технология обработки числовой информации в MSExcel

Знакомство с программой Microsoft Excel. Приёмы работы в программе. Ввод и форматирование данных, простейшие вычисления, приемы создания диаграмм, графиков и тестов. Примеры печатных и электронных дидактических материалов.

Технологические особенности и возможности Microsoft Excel для подготовки печатных и электронных дидактических материалов. Этапы создания и культура подготовки материалов. Подготовка к печати и печать материалов.

Задания для самостоятельной работы: создать итоговый тест в Microsoft Excel по предмету.

Тема 5. Технология создания публикаций в MSPublisher

Знакомство с программой Microsoft Publisher. Понятие электронной публикации, цели и задачи ее создания. Примеры печатных и электронных публикаций и их использование в образовательном процессе и управлении ОУ.

Приёмы работы в программе Microsoft Publisher. Стандартные способы создания публикаций. Оформление и редактирование публикации.

Возможности Microsoft Publisher для подготовки печатных и электронных дидактических материалов.

Задания для самостоятельной работы: создать буклет в Microsoft Publisher о программах, реализуемых в ОУ.

Тема 6. Создание простейшего сайта поддержки образовательной деятельности

Классификация Web-сайтов образовательного назначения.

Этапы разработки Web-сайта образовательного назначения. Навигационная схема Web-сайта образовательного назначения.

Создание простейшего сайта поддержки учебной деятельности с помощью Microsoft Publisher. Создание структуры сайта. Создание гиперссылок. Средства стилевого оформления содержимого Web-сайта.

Задания для самостоятельной работы: создать web-сайт о своём ОУ.

Раздел 2. Программно-методическое обеспечение ИКТ

(19 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6ч., сам. работа – 7ч.)

Тема 1. Программно-методическое обеспечение ИКТ

Понятие и виды программного обеспечения. Лицензионное ПО. Деятельность Федерации Интернет Образования, компаний «Intel», «Microsoft», «Хронобус», «1С» и др. в рамках Федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Информатизация системы образования». Ресурсы сети для программно-методического обеспечения ИКТ.

Задания для самостоятельной работы: описать программное обеспечение, используемое в ОУ.

Тема 2. Интернет

Интернет как глобальная компьютерная сеть и как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации. Основные понятия и типы компьютерных сетей.

Понятие сервисов Интернет. Электронная почта в работе руководителя ОУ. Организация работы с учащимися на основе средств коммуникации в Интернете.

Образовательные ресурсы сети. Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет.

Информационно-поисковые системы.

Тема 3. Дистанционное обучение

Основные понятия дистанционного образования. Представление о принципах организации дистанционного обучения, его моделях, видах самостоятельной деятельности учащихся, способах взаимодействия в сетях с учителем-координатором и между собой, способах контроля.

Основные требования к структуре курса дистанционного обучения, организации учебного материала, методического аппарата. Обзор различных типов дистанционных курсов.

Особенности организации телеконференций, форумов, чатов и других форм сетевого общения в целях активизации процесса дистанционного образования.

Роль и место дистанционного образования в общем, профессиональном и дополнительном образовании, перспективы его развития.

Тема 4. Автоматизированные обучающие системы, электронный учебник

Основные понятия автоматизированных обучающих систем. Представление о принципах работы с автоматизированной обучающей системой.

Понятие, структура и виды электронных учебников.

Назначение автоматизированных обучающих систем и электронных учебников.

Задания для самостоятельной работы: описать обучающие системы и электронные учебники, используемые в ОУ.

Тема 5. Создание единого информационного пространства ОУ

Компоненты школьной информационной среды. Функционально-ориентированные зоны инфраструктуры школьной информационной среды. Уровни управленческой структуры образовательного учреждения с развитой информационной средой.

Программное обеспечение для автоматизации управления образовательным учреждением «1С: Хронограф. Школа 2.5».

Тема 6. Мониторинг и экспертиза результатов учебной деятельности

Использование ИКТ в процессе мониторинга и экспертизы результатов учебной деятельности.

Понятие базы данных. Основные принципы работы в системе управления базами данных Microsoft Access.

Создание новой базы данных, схемы данных. Поиск, замена, фильтрация данных. Создание запросов разных видов. Разработка форм и отчётов.

Задания для самостоятельной работы: создать базы данных «Контингент учащихся в ОУ».

5.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.2.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. Часть I, II. – М.: РОССПЕН, 2007. + CD.

2. Intel «Обучение для будущего»: Учеб.пособие – 8 изд. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.+ CD.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования/Под общ. ред А.М.Семибратова. – М.:АПК и ПРО, 2004.

4. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. Монография. – Москва: Изд-во, 2001.

5. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/под ред. кандидата педагогических наук М.В.Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация./ Отв.ред. В.И.Солдаткин. – М.:МГИУ, 2003.

8. Солопова Н.К., Внедрение средств информационных технологий в практическую деятельность учебного заведения (методическое пособие).- Тамбов, 1998.

9. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография/ Е.В.Ширшов, О.В.Чурбанова. - Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2005.


Документы

Документы

Мероприятия

Мероприятия

Материалы

Материалы