| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статистика
| ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПоследние десятилетия отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Вопросы проектирования информационных средств и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования. В сложившихся условиях одной из целей повышения квалификации руководителей ОУ стало не только овладение базовыми навыками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и умение творчески применять эти навыки (ИКТ-компетентность). Образовательная программа учебной дисциплины «Информационные технологии в образовательной и управленческой деятельности» предназначена для слушателей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». В ходе реализации данной программы слушатели получают подготовку, которая даёт им возможность эффективно внедрять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательную и управленческую деятельность. Образовательная программа «Информационные технологии в образовательной и управленческой деятельности» состоит из следующих разделов: 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Учебная программа: · содержание разделов дисциплины; · учебно-методическое обеспечение; · материально-техническое обеспечение; · содержание итогового контроля. Содержание программы ориентировано на освоение, в первую очередь, продуктов Microsoft, которые поставляются в ОУ в ходе реализации Федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Информатизация системы образования». Программа содержит следующие разделы: 1. ИКТ в образовании (27 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6 ч., сам. работа – 15 ч.). В ходе изучения данного раздела программы предполагается знакомство слушателей с информационными технологиями, применяемыми в образовательном процессе и в управлении ОУ. 2. Программно-методическое обеспечение ИКТ (19 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6ч., сам. работа – 7ч.) предполагает ознакомление слушателей с программно-методическим обеспечением по ИКТ, необходимым для установки в ОУ и имеющим государственную лицензию. Программа разработана с учетом существующих нормативов, действующих в учреждениях дополнительного профессионального педагогического образования и документов, регулирующих процессы модернизации современного образования.
1. ЦЕЛИ И ЗДАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫЦель дисциплины: формирование компетентности руководителя ОУ в области информационно-коммуникативных технологий. Задачи дисциплины: 1. познакомить с информационными технологиями, используемыми в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями; 2. научить применять информационные технологии в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями; 3. показать необходимость комплексного подхода к использованию информационных технологий в образовательном процессе и в управлении образовательными учреждениями, а также важность формирования ИКТ - компетентности руководителей ОУ и педагогов.
Категория обучаемых: слушатели, обучающиеся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Срок обучения: 46 час. Режим занятий: 4-8 часов в день. Форма контроля: зачет
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Слушатель, изучивший дисциплину, должен: знать:
уметь:
владеть практическими умениями и навыками:
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ИКТ в образовании (27 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6 ч., сам. работа – 15 ч.)
Тема 1. Назначение и области применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе Современные ИКТ: основные понятия, возможности, доступность, дидактические функции в учебном процессе. Особенности развития ИКТ в мире и России. Основные направления образования с использованием ИКТ, тенденции и проблемы его развития. Перспективы развития образования с использованием ИКТ как инновационной парадигмы обучения и формирования личности. ИКТ-компетенция руководителя ОУ и учителя-предметника. Задания для самостоятельной работы: создать эссе на тему «Применение ИКТ в образовательном процессе и управлении ОУ».
Тема 2. Применение ИКТ в образовательных процессах с учётом возрастной специфики, психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся Применение ИКТ в реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций урока. Учёт психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся в процессе разработки компьютерной поддержки конкретного предмета. Основные аспекты формирования информационной грамотности у учащихся разных возрастных категорий. Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему «Использование ИКТ в учебном процессе с учётом возрастной специфики, психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся».
Тема 3. Технология создания компьютерных презентаций в MSPowerPoint Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Понятие мультимедийной презентации, цели и задачи ее создания. Примеры презентаций и их использования в учебном процессе. Стандартные способы создания презентаций. Размещение объектов на слайдах. Оформление отдельных слайдов и презентации в целом. Редактирование презентации. Технологические особенности и возможности Microsoft PowerPoint для подготовки учебно-методических материалов. Этапы создания и культура подготовки мультимедийных презентаций. Подготовка слайдов к демонстрации и демонстрация презентации. Создание интерактивных презентаций. Задания для самостоятельной работы:создать компьютерную презентацию о своём ОУ.
Тема 4. Технология обработки числовой информации в MSExcel Знакомство с программой Microsoft Excel. Приёмы работы в программе. Ввод и форматирование данных, простейшие вычисления, приемы создания диаграмм, графиков и тестов. Примеры печатных и электронных дидактических материалов. Технологические особенности и возможности Microsoft Excel для подготовки печатных и электронных дидактических материалов. Этапы создания и культура подготовки материалов. Подготовка к печати и печать материалов. Задания для самостоятельной работы: создать итоговый тест в Microsoft Excel по предмету.
Тема 5. Технология создания публикаций в MSPublisher Знакомство с программой Microsoft Publisher. Понятие электронной публикации, цели и задачи ее создания. Примеры печатных и электронных публикаций и их использование в образовательном процессе и управлении ОУ. Приёмы работы в программе Microsoft Publisher. Стандартные способы создания публикаций. Оформление и редактирование публикации. Возможности Microsoft Publisher для подготовки печатных и электронных дидактических материалов. Задания для самостоятельной работы: создать буклет в Microsoft Publisher о программах, реализуемых в ОУ.
Тема 6. Создание простейшего сайта поддержки образовательной деятельности Классификация Web-сайтов образовательного назначения. Этапы разработки Web-сайта образовательного назначения. Навигационная схема Web-сайта образовательного назначения. Создание простейшего сайта поддержки учебной деятельности с помощью Microsoft Publisher. Создание структуры сайта. Создание гиперссылок. Средства стилевого оформления содержимого Web-сайта. Задания для самостоятельной работы: создать web-сайт о своём ОУ.
Раздел 2. Программно-методическое обеспечение ИКТ (19 ч.: лекции- 6 ч., семинары – 6ч., сам. работа – 7ч.)
Тема 1. Программно-методическое обеспечение ИКТ Понятие и виды программного обеспечения. Лицензионное ПО. Деятельность Федерации Интернет Образования, компаний «Intel», «Microsoft», «Хронобус», «1С» и др. в рамках Федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Информатизация системы образования». Ресурсы сети для программно-методического обеспечения ИКТ. Задания для самостоятельной работы: описать программное обеспечение, используемое в ОУ.
Тема 2. Интернет Интернет как глобальная компьютерная сеть и как информационное пространство. Интернет как средство коммуникации. Основные понятия и типы компьютерных сетей. Понятие сервисов Интернет. Электронная почта в работе руководителя ОУ. Организация работы с учащимися на основе средств коммуникации в Интернете. Образовательные ресурсы сети. Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет. Информационно-поисковые системы.
Тема 3. Дистанционное обучение Основные понятия дистанционного образования. Представление о принципах организации дистанционного обучения, его моделях, видах самостоятельной деятельности учащихся, способах взаимодействия в сетях с учителем-координатором и между собой, способах контроля. Основные требования к структуре курса дистанционного обучения, организации учебного материала, методического аппарата. Обзор различных типов дистанционных курсов. Особенности организации телеконференций, форумов, чатов и других форм сетевого общения в целях активизации процесса дистанционного образования. Роль и место дистанционного образования в общем, профессиональном и дополнительном образовании, перспективы его развития.
Тема 4. Автоматизированные обучающие системы, электронный учебник Основные понятия автоматизированных обучающих систем. Представление о принципах работы с автоматизированной обучающей системой. Понятие, структура и виды электронных учебников. Назначение автоматизированных обучающих систем и электронных учебников. Задания для самостоятельной работы: описать обучающие системы и электронные учебники, используемые в ОУ.
Тема 5. Создание единого информационного пространства ОУ Компоненты школьной информационной среды. Функционально-ориентированные зоны инфраструктуры школьной информационной среды. Уровни управленческой структуры образовательного учреждения с развитой информационной средой. Программное обеспечение для автоматизации управления образовательным учреждением «1С: Хронограф. Школа 2.5».
Тема 6. Мониторинг и экспертиза результатов учебной деятельности Использование ИКТ в процессе мониторинга и экспертизы результатов учебной деятельности. Понятие базы данных. Основные принципы работы в системе управления базами данных Microsoft Access. Создание новой базы данных, схемы данных. Поиск, замена, фильтрация данных. Создание запросов разных видов. Разработка форм и отчётов. Задания для самостоятельной работы: создать базы данных «Контингент учащихся в ОУ».
5.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.2.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. Часть I, II. – М.: РОССПЕН, 2007. + CD. 2. Intel «Обучение для будущего»: Учеб.пособие – 8 изд. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.+ CD. 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования/Под общ. ред А.М.Семибратова. – М.:АПК и ПРО, 2004. 4. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. Монография. – Москва: Изд-во, 2001. 5. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/под ред. кандидата педагогических наук М.В.Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 7. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация./ Отв.ред. В.И.Солдаткин. – М.:МГИУ, 2003. 8. Солопова Н.К., Внедрение средств информационных технологий в практическую деятельность учебного заведения (методическое пособие).- Тамбов, 1998. 9. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография/ Е.В.Ширшов, О.В.Чурбанова. - Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2005.
ДокументыДокументыМероприятияМероприятияМатериалыМатериалы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
©2024, "АО ИОО" | (8182) 68-38-92 | ioo@onedu.ru |