Уважаемые коллеги! Формат этого форума - виртуальные консультации - предполагает вопросно-ответную форму общения. Задавайте вопросы по учебно-методическим комплектам по русскому языку и литературе и получайте оперативные ответы методистов и коллег! С уважением, зав. кафедрой теории и методики предмета, канд. педагогических наук Татьяна Юрьевна Артюгина
Здравствуйте,Татьяна Юрьевна! Я работаю в 10-11 классах по УМК И.Н. Сухих. Автор предлагает подробное изучение у Островского драмы "Гроза", а мне бы хотелось работать с другим произведением. Могу ли я это сделать? Заранее благодарю за ответ.
Наталья Новикова пишет: Автор предлагает подробное изучение у Островского драмы "Гроза", а мне бы хотелось работать с другим произведением. Могу ли я это сделать?
Здравствуйте, Наталья. Действительно, в программе И.Н. Сухих на изучение драмы "Гроза" отводится 6 часов. Однако, если Вам необходимо обратиться и к другим произведениям А.Н. Островского, это сделать можно. Программа И.Н. Сухих вполне допускает вариации. Только при внесении изменений важно учитывать два момента. 1. В федеральном компоненте стандарта по литературе 2004 года (он ещё действует!) в 5 - 9 классах для обязательного изучения предлагается 1 пьеса Островского по выбору. В 10 - 11 классе на базовом уровне для обязательного изучения предлагается ТОЛЬКО "Гроза", а на профильном уровне - драма "Гроза" и комедия "Лес".. Поэтому драму "Гроза" изучать нужно, но можно варьировать количество часов на изучение, глубину проникновения в художественный текст и т.д. 2. Если Ваши изменения не противоречат требованиям стандарта, то вносите их смело. И не забудьте указать и обосновать свои содержательные изменения в своей рабочей программе! Если что-то необходимо уточнить ещё, пишите.
Здравствуйте,Татьяна Юрьевна. Какие элективные курсы можно использовать в 9 кл. в рамках предпрофильной подготовки и помочь учащимся подготовиться к ГИА? Заранее спасибо.
Надежда Проворова пишет: Здравствуйте,Татьяна Юрьевна.
Какие элективные курсы можно использовать в 9 кл. в рамках предпрофильной подготовки и помочь учащимся подготовиться к ГИА?
Заранее спасибо.
Здравствуйте, Надежда. Отвечая на Ваш вопрос, хочется отметить, что разработка и утверждение программ элективных курсов относится к компетенции образовательного учреждения. Для разработки можно использовать программы, подготовленные разными издательствами, программы, представленные в журналах "Русский язык в школе" и "Русский язык". Конечно, учитель, используя готовые программы, модифицирует их с учетом индивидуальных особенностей класса, с которым работает. На нашем сайте Вы можете познакомиться с программой практикума по русскому языку "Виды анализа текста", разработанной учителем русского языка и литературы Смолкиной И.В. Данный практикум создан как раз для целенаправленной подготовки учащихся к ГИА по русскому языку. Программа данного практикума расположена в разделе "Материалы" на странице кафедры ТМП (http://ippk.arkh-edu.ru/catalog/index.php?ELEMENT_ID=55045) Если что-то необходимо уточнить еще, пишите
Здравствуйте, Татьяна Юрьевна!Обращается к вам Гольцева Ольга Вячеславовна из Коношского района по поводу УМК Гулина А.В. по литературе и УМК Быстровой Е.А. по русскому языку. На курсах мы с Вами обсуждали вопрос перехода на данные УМК. Не могли бы Вы помочь мне с приобретением учебников для 5 класса (по одному комплекту для меня), программ и методических материалов? С уважением Гольцева О.В.
Уважаемая Ольга Вячеславовна, если Вы выбрали эти комплекты и хотите попробовать поработать по ним, то все методические материалы по комплектам у нас есть и в печатном, и в электронном вариантах. 1. Электронный вариант программпо учебно-методическим комплектам и Е.А. Быстровой (русский язык), и А.В. Гулина, А.Н. Романовой (литература) размещён на сайте АО ИППК РО ("Проект "Современное содержание образования: виртуальные консультации" - "Литература", "Русский язык"). Электронный вариант также можно взять на сайте издательства "Русское слово". Прямой выход на сайт есть на сайте АО ИППК РО ("Институт" - "Партнёры" - "Русское слово"). 2. Печатный вариант программы по литературе УМК А.В. Гулина, А.Н. Романовой можно приобрести в книжном магазинчике АО ИППК РО или посмотреть на кафедре теории и методики предмета АО ИППК РО (г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 66, каб. 215). 3. Иной вариант: связаться с методистом кафедры теории и методики предмета Галиной Геннадьевной Бутаковой (тел. (8182) 68-37-92), попросить её Вам помочь и передать Вам программу. Звоните, пожалуйста, мы обязательно постараемся Вам помочь.
Татьяна Артюгина пишет: Уважаемые коллеги! Формат этого форума - виртуальные консультации - предполагает вопросно-ответную форму общения. Задавайте вопросы по учебно-методическим комплектам по русскому языку и литературе и получайте оперативные ответы методистов и коллег! С уважением, зав. кафедрой теории и методики предмета, канд. педагогических наук Татьяна Юрьевна Артюгина
Здравствуйте, Татьяна Юрьевна! Хочется узнать, как представлено изучение творчества Ф.М.Достоевского на уроках литературы в средних классах. Мне известно, что в программах под ред. Т.Курдюмовой и А.Княжицкого МАЛЬЧИКИ, фрагмент из романа БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ, включен в учебники для 6 класса. Интересно, авторы каких ещё программ по литературе выступают за изучение произведений Достоевского в среднем звене? В первоначальном варианте программы В.Маранцмана, с которой я работаю уже много лет, тоже предусматривалось изучение МАЛЬЧИКОВ в 6 классе, а также романа УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ - в 8-м и повести БЕЛЫЕ НОЧИ - в 9-м. Существующая программа В.Маранцмана предполагает лишь изучение повести БЕЛЫЕ НОЧИ в 9 классе. Мне думается, что с творчеством Ф.М.Достоевского следует начинать знакомить школьников не в старших классах, а намного раньше, чтобы ученики заинтересовались писателем, успели привыкнуть к особенностям авторского стиля. Вот почему я включаю в раздел ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ изучение и книги МАЛЬЧИКИ (6 кл.), и романа УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ (8 кл.). Правильно ли я делаю? - С уважением, Татьяна Папий.
Наталья Владимировна, добрый вечер! У меня есть проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь на уроках в 9 классе при изучении темы СИНТАКСИС. В соответствии с нормативами ЗУН требую определять типы придаточных (в том числе и обстоятельственных, а это длинный список), выполнять синтаксический разбор в полном объёме, указывая тип сказуемого и второстепенных членов предложения. Мои ученики, половина которых после 9 класса, получив рабочую профессию, пойдёт на завод строить подводные корабли, сопротивляются предъявляемым требованиям и недоумевают: зачем знать типы придаточных, чтобы просто грамотно расставить знаки в сложном предложении? Мои доводы относительно того, что данные умения пригодятся при сдаче ЕГЭ, ребят не убеждают: в профтехучилищах ЕГЭ по русскому сдают по желанию. Подскажите, пожалуйста, как ещё можно убедить школьников в том, что требования мои справедливы и соответствуют программе? Или пойти по пути наименьшего сопротивления и скорректировать задания (а значит, и требования) для тех учащихся, кто в дальнейшем не собирается сдавать ЕГЭ по русскому языку? Впрочем, последнее решение мне всё-таки представляется неверным. - С уважением, Татьяна Папий.
Добрый день, Татьяна Юрьевна! Меня интересует, как Вы относитесь к изучению на уроках литературы фрагментов художественных произведений. В своё время Людмила Сергеевна Скепнер учила нас, опираясь на методику Т.Г.Браже, целостному анализу текста. Мне импонирует именно этот путь работы с художественным текстом, ибо, на мой взгляд, изучение ОБРЫВКОВ ИЗ ОТРЫВКОВ не даёт полного представления о произведении, авторской манере письма, позиции писателя. Коллеги говорят, что ученики и так мало читают, а с большим произведением им не справиться; выбирая целостный анализ текста, ты заранее обрекаешь себя на провал. Однако эти доводы меня не убеждают. А Вы как думаете? - С уважением, Татьяна Папий.
Наталья Владимировна, добрый день! У меня вопрос чисто практического свойства: -ТЬ, -ТИ в инфинитиве глагола - это суффикс или окончание? В учебнике Бабайцевой эта морфема рассматривается как формообразующий суффикс, а в учебниках Ладыженской и Быстровой - как окончание. В заданиях в формате ЕГЭ морфемы -ТЬ, -ТИ предлагается определять как суффикс. Как же всё-таки правильно? - С уважением, Татьяна Папий.