• Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • ФГОС ДО
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Статистика


Яндекс.Метрика


Программа развития кафедры дошкольного образования на 2015-2019 гг.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрено на заседании

Ученого совета института

10 марта 2015 г.

Утверждаю

Ректор АО ИОО

______ Л.И. Уварова

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 ГГ.

Рассмотрена на заседании

кафедры дошкольного образования

«16» февраля 2015 г.

Протокол № 02

Архангельск
2015

Содержание
программы развития кафедры дошкольного образования

Паспорт программы развития

Аналитический раздел программы

Концептуально-целевой раздел программы

Мероприятия (меры), направленные на реализацию цели и задач программы.

Показатели результативности реализации программы

Приложение

Используемые в тексте сокращения:

АО ИОО – Архангельский областной институт открытого образования
БОП – базовая образовательная площадка
БИП – базовая инновационная площадка
ДОО – дошкольная образовательная организация
ДПП – дополнительная профессиональная программа
Кафедра ДО, КДО – кафедра дошкольного образования
МС – методический состав
МОУО – муниципальные органы управления образованием
НИР - научно-исследовательская работа
ОО – образовательная (ые) организация (ии)
ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования
ПК – повышение квалификации
ПП – профессиональная переподготовка
ППС – профессорско-преподавательский состав
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Паспорт программы развития

Наименование Программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 гг.

Разработчики Программы

Груздова Е.В. при участии ППС и МС кафедры дошкольного образования

Исполнители Программы

Коллектив кафедры дошкольного образования при партнерском участии работников других структурных подразделений института

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

Этап обсуждения (январь 2015 года): подготовка идеи проекта Программы;

Этап проектирования (январь - март 2015 года): разработка и обсуждение проекта Программы;

Этап рассмотрения (март 2015 года): презентация и обсуждение на заседании Ученого совета.

Кем принята Программа

Ученым советом АО ИОО, протокол № 01 от 10 марта 2015 года

С кем согласована Программа

С ректором и проректорами АО ИОО

Основание разработки Программы

О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (указ Президента РФ от 1 июня 2012 года N 761)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н)

Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 16.12.2014) "Об образовании в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 26.06.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2015)

Государственная программа Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области 2013 – 2016 годы» (постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 463-пп)

План внедрения ФГОС ДО в Архангельской области на 2013-2015 гг. (распоряжение МОиН Архангельской области от 28 февраля 2014 г., №303)

Цель Программы

Обеспечение целенаправленного развития кафедры как административно-структурного и учебно-научного структурного подразделения в условиях стратегического развития института.

Основные задачи Программы

  1. Совершенствование образовательной деятельности на основе разработки и реализации актуальных и востребованных потребителем дополнительных профессиональных программ.
  2. Совершенствование форм научно-методического сопровождения ключевых направлений развития сферы дошкольного образования Архангельской области (внедрение и реализация ФГОС ДО, внедрение профессионального стандарта «Педагог» и профессиональных стандартов по другим видам профессиональной деятельности, поддержка инновационных процессов в дошкольном образовании, обобщение и презентация лучших педагогических практик в региональном дошкольном образовании и др.).
  3. Развитие научно-исследовательской деятельности, направленной на получение нового знания, актуального для разработки и реализации новых клиенто-ориентированных дополнительных профессиональных программ.
  4. Совершенствование общественно-профессиональной деятельности кафедры, направленной на укрепление партнерских связей на рынке образовательных услуг (системное взаимодействие со структурными подразделениями АО ИОО, с базовыми, «пилотными» площадками института, оказание экспертных и консультационных услуг и др.).

Срок действия Программы

2015 – 2019 гг.

Структура Программы

  1. Паспорт Программы
  2. Аналитический раздел Программы
  3. Концептуально-целевой раздел Программы.
  4. Мероприятия (меры), направленные на реализацию цели и задач Программы.
  5. Показатели результативности реализации Программы.

Результат реализации Программы

Показатели результативности реализации Программы представлены перечнем индикаторов результативности и прогнозом количественных показателей по каждому году реализации Программы соответственно (стр. 20- 21)

Порядок управления реализацией Программы

Ход и результаты (промежуточные, итоговые) реализации Программы развития рассматриваются на заседаниях КДО, на заседаниях Учёного, научно-методического и иных советов института (при необходимости).

Промежуточные результаты реализации Программы учитываются в ходе анализа и в планировании работы кафедры, в индивидуальном планировании работников на каждый период (соответственно на 2016 г, 2017 г.,2018 г.,2019 г.)

Ответственность за реализацию Программы и контроль за ее реализацией осуществляет заведующий кафедрой.

Аналитический раздел программы

Кафедра дошкольного образования является административно-структурным и учебно-научным подразделением Архангельского областного института открытого образования.

Как кафедра структурное подразделение функционирует с 1991 г. Была создана в период реорганизации института усовершенствования учителей в институт переподготовки и повышения квалификации. Современное наименование кафедра приобрела в 2000 г.

Сегодня деятельность кафедры дошкольного образования направлена на удовлетворение образовательных запросов потребителей образовательных услуг – следующих основных целевых категорий:

  1. Воспитатели образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  2. Воспитатели групп раннего возраста образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  3. Инструкторы (воспитатели) по физической культуре образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  4. Музыкальные руководители образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
  5. Младшие воспитатели (помощники воспитателей) образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Образовательные услуги кафедры:

  • различные формы реализации дополнительных профессиональных программ – программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
  • организация и проведение выездных мероприятий по заявкам ОО и МОУО;
  • участие в выездных мероприятиях по заявкам ОО и МОУО
  • организация и научное руководство исследовательской и инновационной деятельностью;
  • рецензирование и написание отзывов на научные исследования, статьи, методические разработки, издательскую продукцию;
  • экспертиза методических разработок, образовательных программ и иных материалов;
  • научное редактирование образовательных программ, методических разработок, пособий;
  • организация и проведение стажировок;
  • консультационные услуги и др.

Штатное расписание кафедры дошкольного образования (на 10.03.2015):

Должность

Количество ставок

Заведующий кафедрой

1

Доцент

1,25

Старший преподаватель

6

Методист

3

Всего ставок

11,25

Персональный состав работников кафедры характеризуется достаточно высоким уровнем квалификации.

Все работники имеют высшее профессиональное образование. При этом профильное высшее образование (квалификация «преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию») имеют 67 % работников, из них преподавательский состав - 100%. 33% работников кафедры имеют ученую степень кандидата наук, 22% - имеют ученую степень кандидата наук и ученое звание «доцент».


Диаграмма 1
Диаграмма 2

 

Диаграммы 1,2. Характеристики уровня квалификации кадрового состава кафедры дошкольного образования

Анализ факторов внешней среды, влияющих на развитие кафедры дошкольного образования.

К положительным факторам внешней среды можно отнести:

  • Повышение внимания к системе дошкольного образования в РФ связанное, прежде всего, с изменением статуса дошкольного образования в стране (дошкольное образование является первым уровнем общего образования (ст. 10 ФЗ - №273 «Об образовании в РФ»), с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, с разработкой профессионального стандарта «Педагог», предъявляющего требования к квалификации воспитателя ДОО, к его личностным и профессиональным качествам (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г., №544н, вступает в силу с 01 января 2017 г. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. №1115н).
  • Активное включение работников кафедры в решение задач региональной политики, направленной на модернизацию системы дошкольного образования региона, в том числе, на научно-методическое сопровождение процессов, связанных с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования.
  • Привлечение работников кафедры ДО к участию в процессе научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС дошкольного образования в Архангельской области.
  • Возросшие потребности профессионального сообщества в расширении спектра образовательных услуг, оказываемых кафедрой ДО для разных категорий работников сферы дошкольного образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, научно-практические мероприятия, подготовка изданий разных видов по профилю деятельности, экспертная деятельность, консультирование и др.).
  • Возросшие потребности профессионального сообщества в развитии партнерских связей с кафедрой дошкольного образования АО ИОО, в том числе в направлении сетевых форм реализации дополнительных профессиональных программ в целях обеспечения повышения качества образовательных услуг, в сопровождении «пилотных», базовых и др. площадок по актуальным для РФ и региона направлениям модернизации дошкольного образования, в реализации инновационных проектов и др.
  • Потребность в развитии форм межструктурного взаимодействия на уровне АО ИОО (проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ, совместное проектирование и проведение мероприятий, подготовка совместных изданий, участие в рабочих группах и др.)

Наряду с положительными факторами в процессе анализа были определены моменты, которые негативно влияют на развитие кафедры дошкольного образования:

  • Отсутствие практики целенаправленного заказа на проведение научных исследований, на разработку образовательных инноваций по профилю деятельности кафедры дошкольного образования.
  • Недостаточное владение достоверной информацией о состоянии региональной системы образования об уровне развития инновационной образовательной практики в ОО региона, в том числе о состоянии дел в «частном секторе» сферы дошкольного образования.

Анализ возможностей кафедры дошкольного образования позволяет выделить «сильные» стороны в ее деятельности:

1. Направленность деятельности кафедры на максимально возможное удовлетворение образовательных запросов потребителей: развитие направления «профессиональная переподготовка» (ДПП «Дошкольное образование», ДПП «Теория и практика дошкольного образования в условиях стандартизации»), максимально возможное увеличение курсовых мероприятий по заявкам МОУО, в том числе выездных.

Количество мероприятий с обучающимися

2014 г. (итоговые данные)

2015 г. (плановые показатели)

Профессиональная переподготовка

2

2

Курсы ПК

38

53

Семинары

26

3

Итого

66

58

Диаграмма 3

2. Разработка и реализация актуального содержания повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В 2014 г. утверждены следующие дополнительные профессиональные программы ПК:

  • «Современные подходы в дошкольном образовании»;
  • «Организация и содержание деятельности младшего воспитателя образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»;
  • «Теоретические и практические основы физического развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

В 2015 г. к разработке и утверждению запланированы следующие дополнительные профессиональные программы:

  • «Современные подходы к содержанию и организации музыкального образования дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» (ПК)
  • «ФГОС ДО: информационно-коммуникационная компетентность педагога ДОО» (ПК)
  • «ФГОС ДО: особенности организации и содержание воспитания и обучения детей раннего возраста» (ПК)
  • «ФГОС ДО: современные подходы в дошкольном образовании» (ПК)
  • «Изучаем ФГОС нового поколения» по направлению «ФГОС ДО» (ПК для дистанционной школы)
  • «ФГОС ДО: особенности организации и содержание деятельности педагога ОО» (ПК)
  • «Теория и практика дошкольного образования в условиях стандартизации» (профессиональная переподготовка).

Ключевые содержательные линии дополнительных профессиональных программ КДО

Схема

 

3. Реализация дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий (Дистанционная школа, очно-заочная форма ПК, Цифровое образовательное кольцо Архангельской области, вебинары и др.).

4. Владение работниками кафедры современными образовательными и педагогическими технологиями (проектными, информационно-коммуникационными, исследовательскими и др.).

5. Стабильно высокий процент качества реализации дополнительных профессиональных программ (среднее значение по данным мониторинга в 2014 г. – 90%)

6. Наличие опыта в научно-методическом сопровождении введения и реализации ФГОС ДО, в том числе в сопровождении деятельности 9 региональных «пилотных» площадок (консультирование, информационная и методическая поддержка, проведение ВКС, проведение семинаров для площадок, анализ отчетов о деятельности и др.), размещение материалов из опыта всех 9 «пилотных» площадок на сайте института.

Научно-методическая поддержка введения и реализации ФГОС ДО осуществляется через:

  • подготовку и издание публикаций, связанных с введением и реализацией ФГОС ДО, в том числе сборников материалов конференций (2013-2014 гг. - достигнутые показатели, 2015 г. – плановый показатель);

Диаграмма

  • организацию и проведение научно–методических и научно-практических мероприятий, в том числе по проблемам, связанным с введением и реализацией ФГОС ДО (конкурсы, выставки, конференции, круглые столы, в том числе через ВКС по актуальной проблематике и др.).

2013

2014

2015 (плановый показатель)

конференции

1

1

конкурсы

2

3

2

выставки

1

круглые столы

3

4

4 (первое полугодие)

7. Имеется опыт участия работников кафедры в инновационных проектах, представленных в программе развития АО ИОО на период с 2012 по 2016 гг. («Инновационный маркетинг в системе образования Архангельской области», «Школа образовательной инноватики», «Развитие дистанционной формы повышения квалификации» и др.), в творческих и рабочих группах по актуальным направлениям развития института.

8. Имеется опыт взаимодействия кафедры с базовыми образовательными площадками института – образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования (данные по базовым образовательным площадкам представлены в Приложении 1 (на 10.03.2015)).

Среди «слабых» позиций кафедры выделены следующие:

  1. Недостаточное представление об образовательных потребностях целевых категорий кафедры и, как следствие недостаточная клиенто-ориентированность дополнительных профессиональных программ, разрабатываемых кафедрой дошкольного образования.
  2. Недостаточно представлено разнообразие форм научно-методического сопровождения ключевых направлений развития сферы дошкольного образования Архангельской области.
  3. Недостаточный уровень развития научно-исследовательской деятельности кафедры.
  4. Недостаточное развитие общественно-профессиональной деятельности кафедры, направленной на организацию взаимодействия кафедры с партнерами (структурными подразделениями АО ИОО, образовательными организациями, педагогами) по реализации совместных образовательных и инновационных проектов.

На основе выполненного анализа были выделены ключевые проблемы, на решение которых должна быть направлена программа развития кафедры дошкольного образования на период с 2015 по 2019 гг.:

  • Недостаточно широк спектр актуальных для потребителя дополнительных профессиональных программ, обеспечивающих формирование и развитие компетенций, соответствующих потребностям рынка труда в сфере дошкольного образования.
  • Недостаточно развиты клиенто-ориентированные формы, методы и технологии в процессе реализации образовательных услуг.
  • Недостаточно разнообразны формы научно-методического сопровождения ключевых направлений развития сферы дошкольного образования Архангельской области (внедрение и реализация ФГОС ДО, подготовка к вступлению в силу профессионального стандарта «Педагог» и профессиональных стандартов по другим профессиям, используемым в ДОО, поддержка инновационных процессов в дошкольном образовании).
  • Недостаточно развит уровень научно-исследовательской и инновационной деятельности кафедры, направленной на получение нового знания, подходов, методик (сопровождение процессов ПК, ПП и др.), внедрение результатов НИР кафедры в учебный процесс, концентрация ее интеллектуального потенциала на разработке прикладных аспектов исследования.
  • Недостаточно развиты формы общественно-профессиональной деятельности кафедры (партнерские связи на рынке образовательных услуг, взаимодействие с базовыми и «пилотными» площадками и др.)

Концептуально-целевой раздел программы развития

Анализ ситуации позволяет выделить ключевые принципы развития кафедры дошкольного образования, сформулировать миссию кафедры, цель и задачи программы развития.

Принципы развития кафедры дошкольного образования:

  1. Системность - ориентированность на взаимосвязь основных направлений деятельности кафедры: учебной, учебно-методической, научной, научно-методической организационной.
  2. Инновационность - внедрение новых клиенто-орентированных форм организации образовательного процесса, применение прогрессивных образовательных технологий в реализации различных направлений деятельности КДО.
  3. Современность – разработка ДПП, основывающихся на научных достижениях в области дошкольной педагогики и психологии.
  4. Партнерство – развитие системы коммуникационных связей кафедры со всеми структурными подразделениями института, а также с внешней средой кафедры (образовательные и др. организации).
  5. Ответственность – обеспечение качества реализации ДПП ПК и ПП в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обеспечение формирования профессиональных компетенций работников, соответствующих потребностям рынка труда в сфере ДО.
  6. Нацеленность на результат - осознание сотрудниками кафедры ответственности за результаты своей деятельности и ее качество.

Миссия кафедры дошкольного образования:

Содействие устойчивому развитию системы дошкольного образования Архангельской области через организацию целенаправленной работы по формированию и развитию профессиональных компетенций педагогов ОО.

Стратегическая цель программы развития кафедры дошкольного образования:

Обеспечение целенаправленного развития кафедры как административно-структурного и учебно-научного структурного подразделения в условиях стратегического развития института.

Выполненный анализ позволяет в качестве приоритетных обозначить следующие задачи развития кафедры дошкольного образования на период с 2015 по 2019 гг.

  1. Совершенствование образовательной деятельности на основе разработки и реализации актуальных и востребованных потребителем дополнительных профессиональных программ.
  2. Совершенствование форм научно-методического сопровождения ключевых направлений развития сферы дошкольного образования Архангельской области (внедрение и реализация ФГОС ДО, внедрение профессионального стандарта «Педагог» и профессиональных стандартов по другим видам профессиональной деятельности, поддержка инновационных процессов в дошкольном образовании, обобщение и презентация лучших педагогических практик в региональном дошкольном образовании и др.).
  3. Развитие научно-исследовательской деятельности, направленной на получение нового знания, актуального для разработки и реализации новых клиенто-ориентированных дополнительных профессиональных программ.
  4. Совершенствование общественно-профессиональной деятельности кафедры, направленной на укрепление партнерских связей на рынке образовательных услуг (системное взаимодействие со структурными подразделениями АО ИОО, с базовыми, «пилотными» площадками института, оказание экспертных и консультационных услуг и др.).

Мероприятия (меры), направленные на реализацию цели и задач Программы.

Задача 1. Совершенствование образовательной деятельности на основе разработки и реализации актуальных и востребованных потребителем дополнительных профессиональных программ

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Разработка дополнительных профессиональных программ, направленных на развитие компетенций по реализации ФГОС ДО (План работы кафедры на 2015 г.) (трудоемкость – 72 час.):

  • Современные подходы к содержанию и организации музыкального образования дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» (ПК)
  • «ФГОС ДО: информационно-коммуникационная компетентность педагога ДОО» (ПК)
  • «ФГОС ДО: особенности организации и содержание воспитания и обучения детей раннего возраста»
  • «ФГОС ДО: современные подходы в дошкольном образовании» (ПК)
  • «Изучаем ФГОС нового поколения» по направлению «ФГОС ДО» (ПК для дистанционной школы)
  • «ФГОС ДО: особенности организации и содержание деятельности педагога ОО» (ПК)
  • «Теория и практика дошкольного образования в условиях стандартизации» (ПП).

Разработка новых дополнительных профессиональных программ ПК и ПП (трудоемкость - от 16 час.):

· На основании задач государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования (ФГОС дошкольного образования и др.) и в соответствии с требованиями к профессиональной деятельности (ЕКС, Профессиональный стандарт «Педагог»: компетенции для реализации общетрудовых функций и, соответственно, трудовых функций: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).

· На основании изученных образовательных потребностей целевых категорий кафедры (по итогам программы НИР начиная с 2017 г.).

· На основании прогнозов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, сформированных, в том числе, в ходе анализа программы «Кадры».

· На основании заявок на повышение квалификации и профессиональную переподготовку от муниципальных органов управления образованием Архангельской области.

Разработка новых ДПП – программ ПК, учитывающих принцип индивидуализации образования взрослого (для различных целевых категорий)

Проект 1. «Новый УМК»

Цель: разработка новых УМК для реализации ДПП ПК и ПП, соответствующих современных требованиям к методическим продуктам для образования взрослых (комплексность, практикоориентированность, научность и др.)

Участники: ППС, МС кафедры

Продукт проекта: УМК к реализуемым ДПП ПК, в том числе реализуемых дистанционно, и ПП (ЭОР, ЦОР лекций, презентационных материалов, тестов, диагностических ресурсов, рабочие тетради для занятий, дневники практики, банк ресурсов Интернет по программам и др.).

Результат проекта: реализация ДПП ПК и ПП на кафедре будет сопровождаться современными ресурсами УМК.

Проект 2. «Мастерская/мастер-класс как формы реализации ДПП ПК»

Цель: разработка дополнительных профессиональных программ для реализации в форме мастерской /мастер-класса.

Участники: ППС, методисты кафедры

Продукт проекта: модули программ ПК/программы ПК в форме мастерской/мастер-класса, реализуемой в очной, очно-заочной и заочной формах (трудоемкость от 16 час.).

Результат проекта: реализация ДПП ПК с использованием современных и актуальных форм организации образования взрослых

Развитие очно-заочной, заочной формы повышения квалификации – организация курсов повышения квалификации (Дистанционная школа, с использованием Цифрового образовательного кольца Архангельской области и др.)

Разработка и обновление дополнительных профессиональных программ ПК, в том числе программ, реализуемых в условиях сетевой формы (модули повышения квалификации базовых образовательных площадок института)

Задача 2. Совершенствование форм научно-методического сопровождения ключевых направлений развития сферы дошкольного образования Архангельской области (внедрение и реализация ФГОС ДО, внедрение профессионального стандарта «Педагог» и профессиональных стандартов по другим видам профессиональной деятельности, поддержка инновационных процессов в дошкольном образовании, обобщение и презентация лучших педагогических практик в региональном дошкольном образовании и др.)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Научно-методическое сопровождение деятельности региональных «пилотных» площадок по введению и реализации ФГОС ДО (в соответствии с Планом внедрения ФГОС ДО в Архангельской области на 2013-2015 гг. (распоряжение МОиН Архангельской области от 28 февраля 2014 г., №303)

Серия сеансов ВКС: «Профессиональный стандарт «Педагог»: на пути к введению в практику» (для воспитателей ДОО)

Проект 3. «ФГОС ДО: лучшие практики введения и реализации»

Цель: обобщение и презентация лучших практик введения и реализации ФГОС ДО в Архангельской области.

Участники: ППС, МС кафедры, работники региональных «пилотных» площадок по введению и реализации ФГОС ДО

Продукт: банк лучших практик введения и реализации ФГОС ДО (виртуальная методическая «лаборатория»), проекты образовательных модулей ОО, претендующих на статус БОП

Результат: будет обобщен опыт введения и реализации ФГОС ДО в Архангельской области

Подготовка изданий, направленных на внедрение и реализацию ФГОС ДО, на реализацию ДПП ПК и ПП, внедрение профессионального стандарта «Педагог» и профессиональных стандартов по другим видам профессиональной деятельности, используемым в ДОО

I областной дистанционный конкурс «Проектные технологии в дошкольном образовании" (декабрь 2014 –май 2015 )

Проект 4. «Инновации в дошкольном образовании»

Цель: обобщение опыта инновационных процессов в дошкольном образовании Архангельской области

Участники: ППС, МС кафедры, работники ДОО

Продукт: сборник материалов, проекты образовательных модулей ДОО, претендующих на статус БИП, БОП

Результат: в разных формах будет обобщен инновационный опыт в дошкольном образовании региона, в том числе, приобретенный в условиях введения ФГОС ДО

II областной дистанционный конкурс «Проектные технологии в дошкольном образовании»

Конкурс для педагогов ДОО «Предметно-пространственная развивающая среда: тенденции развития в современной ДОО» (рабочее название)

НПК «ФГОС дошкольного образования: управленческий и содержательный аспекты» (8-9 апреля)

V Выставка-конкурс «Дошкольное образования региона: современные программно-методические разработки» (рабочее название)

Практическая конференция «ФГОС дошкольного образования: лучшие практики реализации»

Конкурс методических разработок «Предметно-пространственная развивающая среда: тенденции развития в современной ДОО» (рабочее название)

VI Выставка-конкурс «Дошкольное образования региона: современные программно-методические разработки» (рабочее название)

I Интернет-конференция «Инновации в дошкольном образовании Архангельской области» (рабочее название)

Задача 3. Развитие научно-исследовательской деятельности, направленной на получение нового знания, актуального для разработки и реализации новых клиенто-ориентированных дополнительных профессиональных программ

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Разработка и реализация программ научно-исследовательской деятельности

Программа НИР 1. Оценка готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к формированию толерантности и навыков поведения детей в изменяющейся поликультурной среде (совместно с ЦГО).

Программа рассмотрена на заседании НМС 10 февраля 2015 г., утверждена ректором.

Программа НИР 2. Стратегии обновления содержания повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций

Программа рассмотрена на заседании НМС 10 февраля 2015 г., утверждена ректором.

Реализация программ НИР в соответствии с планом мероприятий к программе

Разработка актуальных клиенто-ориентированных ДПП – программ повышения квалификации на основе полученного нового знания по результатам реализации программ НИР, апробация программ ПК (возможно, в форме реализации инновационного проекта). Разработка учебно-методического сопровождения для новых программ ПК.

Определение проектных идей для новых программ НИР

Разработка программ НИР (новые темы), последующая их реализация

Реализация программ НИР (новые темы)

Определение проектных идей для новых программ НИР

Задача 4. Совершенствование общественно-профессиональной деятельности кафедры, направленной на укрепление партнерских связей на рынке образовательных услуг (системное взаимодействие со структурными подразделениями АО ИОО, с базовыми, «пилотными» площадками института, оказание экспертных и консультационных услуг и др.)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Методическая поддержка частных детских садов Архангельской области: страница на портале, консультирование, экспертные услуги, организация целенаправленного обучения (по заявкам)

Проект 5. Сетевое сообщество педагогов ДОО как ресурс сопровождения в межкурсовой период

Цель: разработка новых форм научно-методического сопровождения в межкурсовой период через возможности сетевого сообщества педагогов ДОО

Участники: ППС, МС кафедры, работники ДОО

Продукт: сетевое сообщество педагогов ДОО как ресурс сопровождения в межкурсовой период

Результат: осуществление методического сопровождения педагогов ДОО в межкурсовой период

Проект 6. Виртуальный имидж кафедры

Цель: Обновление страницы сайта кафедры дошкольного образования как ресурса для создания имиджа кафедры в виртуальном пространстве

Участники: ППС, МС кафедры

Продукт: страница кафедры на сайте института

Результат: позитивный виртуальный имидж кафедры дошкольного образования и ее работников

Развитие сотрудничества со структурными подразделениями института по ключевым направлениям деятельности кафедры:

Образовательной (кафедры АО ИОО): совместная разработка и реализация ДПП ПК и ПП.

Научно-исследовательской (кафедры, центры института): совместная разработка и реализация программ НИР и инновационных проектов

Научно-методической (кафедры, центры института): совместная разработка и проведение научно-практических мероприятий, экспертиз по актуальным направлениям, подготовка изданий по актуальной проблематике и др.

Организационной (отделы, кафедры, центры института): сопровождение деятельности кафедры по основным направлениям, совместная организация мероприятий.

Развитие сотрудничества с образовательными организациями в аспектах сетевого взаимодействия с базовой площадкой, проектного взаимодействия с пилотной, инновационной площадкой кафедры (от обсуждения идеи сотрудничества до форм обобщения полученных результатов)

Развитие экспертных и консультационных услуг кафедры по профилю деятельности


Показатели результативности реализации программы развития

Перечень индикаторов результативности

Прогноз количественных показателей

2015

2016

2017

2018

2019

Задача 1. Совершенствование образовательной деятельности на основе разработки и реализации актуальных и востребованных потребителем дополнительных профессиональных программ.

1.1. Количество новых дополнительных профессиональных программ (от 16 час.)

7

2

3

2

3

1.1.1. Из них учитывающих принцип индивидуализации образования

-

1

1

1

1

1.1.2. Доля ДПП, реализуемых в разных формах (очная, очно-заочная, заочная) (в %)

30%

50%

67%

50%

67%

1.2. Количество базовых образовательных площадок, реализующих программы модулей повышения квалификации по профилю деятельности кафедры

9

13

15

15

15

1.3. Качество образовательных услуг, оказываемых кафедрой дошкольного образования (среднее значение)

80

82

85

87

90

1.4. Доля образовательных программ повышения квалификации, содержащих модули БОП или практикоориентированные модули (в %)

60

80

85

90

95

1.5. Доля ДПП, сопровождаемых комплексным УМК (в %)

-

-

10

15

25

1.6. Доля образовательных мероприятий, проводимых в дистанционной форме (Дистанционная школа, курсы с использованием ЦОК АО, вебинары и др.) (в %)

15

20

20

25

30

Задача 2. Совершенствование форм научно-методического сопровождения ключевых направлений развития сферы дошкольного образования Архангельской области (внедрение и реализация ФГОС ДО, внедрение профессионального стандарта «Педагог» и профессиональных стандартов по другим видам профессиональной деятельности, поддержка инновационных процессов в дошкольном образовании, обобщение и презентация лучших педагогических практик в региональном дошкольном образовании и др.).

Количество лучших практик введения и реализации ФГОС ДО, находящихся в банке данных (виртуальная методическая «лаборатория»)

-

-

10

15

20

Количество образовательных модулей ОО, разработанных по результатам сопровождения «пилотных» площадок, инновационных площадок

0

3

4

4

5

Количество мероприятий, проведенных кафедрой и направленных на развитие ключевых направлений развития сферы дошкольного образования

2

4

3

4

3

Задача 3. Развитие научно-исследовательской деятельности, направленной на получение нового знания, актуального для разработки и реализации новых клиенто-ориентированных дополнительных профессиональных программ.

Количество программ НИР, разработанных и реализуемых кафедрой

2

2

2

2

2

Количество продуктов (ДПП ПК, образовательных модулей и др.), разработанных на основе знания, полученного в результате реализации программ НИР

-

-

2

-

2

Количество научных публикаций по результатам реализации программ НИР

-

1

3

1

3

Задача 4.Совершенствование общественно-профессиональной деятельности кафедры, направленной на укрепление партнерских связей на рынке образовательных услуг (системное взаимодействие со структурными подразделениями АО ИОО, с базовыми, «пилотными» площадками института, оказание экспертных и консультационных услуг и др.).

Доля муниципальных образований, педагоги которых являются участниками сетевого сообщества (в %)

-

20

30

50

Более 50

Доля муниципальных образований Архангельской области, направивших заявки на образовательные услуги кафедры (в %)

Не менее

25

Не менее

25

Не менее

25

Не менее

25

Не менее

25

Количество образовательных организаций, направивших заявки на образовательные услуги кафедры

5

7

10

12

15

Приложение

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Наименование образовательной организации

Период сотрудничества (на основании договора)

Модуль ПК

1.

МБДОУ Детский сад № 148 г. Архангельска

29.05.2013-28.05.2015

Процесс организации художественно-эстетического воспитания в ДОУ

2.

МБДОУ Детский сад № 162 г. Архангельска

29.10.2013-28.10.2015

Организация музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

3.

МДОУ «ЦРР-детский сад №10» г. Новодвинска

29.10.2013-28.10.2015

Особенности взаимодействия педагогов при организации образовательной деятельности в условиях Центра развития ребенка

4.

МДОУ «ЦРР-Детский сад №17» г. Новодвинска

29.10.2013-28.10.2015

Проектная деятельность как форма организации совместной деятельности взрослого и детей

5.

МАДОУ № 8 г. Северодвинска

01.10.2014-30.10.2016

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ

6.

МАДОУ № 44 г. Северодвинска

18.03.2014-17.03.2016

Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

7.

МДОУ №18 г. Новодвинска 

20.05.2014-19.05.2017

Особенности организации образовательного процесса в дошкольной организации в условиях реализации задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования

8.

МДОУ № 14 г. Новодвинска

01.10.2014-30.10.2017

Организация продуктивной и музыкально-художественной деятельности в образовательном процессе ДОУ

9.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38 «Улыбка» г. Котласа

18.12.2014-17.12.2015

Особенности реализации образовательной области «Физическая культура» в разных возрастных группах

Победители конкурса модулей повышения квалификации - 2015

10.

МБОУ «Средняя школа №3 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад № 61 «Родничок»

Использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в деятельности педагога ДОО.

11.

МДОУ «Детский сад № 29 «Василек» муниципального образования «Котлас»

Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации

12.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38 «Улыбка» муниципального образования «Котлас»

Организация здровьесберегающей деятельности в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

13.

МАДОУ Центр развития ребенка – «Детский сад № 3 «Морозко» МО «Город Северодвинск

Экономическое образование дошкольников

14.

МДОУ «Детский сад № 26 «Чебурашка» общеразвивающего вида II категории» МО «Город Новодвинск»

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

15.

МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 17 «Малыш» МО «Город Новодвинск»

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ