• Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • 75-лет победы в Великой Отечественной войне
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Дистанционная олимпиада по ИКТ
  • Турнир по программированию
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Статистика


Яндекс.Метрика

Федеральные государственные образовательные стандарты

Методические рекомендации по преподаванию русского языка в 5 классах общеобразовательных школ, осуществляющих обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования Файл: Загрузить


Самородова Н.В., канд. филол. наук,
доцент кафедры теории и методики
предмета АО ИППК РО

Методические рекомендации по преподаванию русского языка в 5 классах общеобразовательных школ, осуществляющих обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

Учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения другим наукам, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами.

Основные цели изучения русского языка в основной школе, обозначенные в фундаментальном ядре содержания общего образования[1] и примерной программе по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы[2], определяют следующие приоритетные направления в его преподавании:

· формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, форме выражения национальной культуры, национальном достоянии русского народа;

· освоение лингвистических понятий, особенностей функционирования языковых и речевых явлений;

· усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

· развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

· овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из различных источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста и др.).

В соответствии с целями определяется содержание языкового образования. При отборе содержания учебного предмета «Русский язык» в 5 классе следует ориентироваться на «Фундаментальное ядро содержания общего образования», примерную программу по русскому языку, авторские программы, включённые в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

В курсе русского языка в основной школе четко выделяются 3 содержательные линии:

· сознательное формирование навыков речевого общения (содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции);

· устройство языка и особенности функционирования его единиц (содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций);

· раскрытие связи языка с культурой народа, с национальной системой ценностей (содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции).

Перечисленные содержательные линии тесно взаимосвязаны, интегрированы, и поэтому при изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают предметные знания, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, углубляют представления о русском языке как о национально-культурном феномене.

Согласно первому и второму варианту базисного учебного плана, представленного в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[3], общее количество часов на изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе составляет 175 часов (по 5 часов в неделю).

Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (но не за счет часов на предмет «Литература»), без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[4].

Примерная программа по русскому языку для основного общего образования (5 – 9 классы) определяет инвариантную (неизменную) часть учебного предмета и рассчитана на 661 час. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 74 часа (10 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[5]. Вариативная часть предусматривает увеличение / уменьшение количества часов на изучение определенных тем в зависимости от выбора авторов рабочей программы.

Планируемые результаты освоения учебных программ предмета «Русский язык» представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. Их подробное описание содержится в примерной программе по предмету для 5-9 классов[6] и в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (для основной школы)[7].

При составлении рабочей программы по русскому языку учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

1. Количество специальных часов по развитию речи в 5 классе определяется выбранным учебно-методическим комплектом и авторской программой к данному УМК. Вместе с тем развитие речи является обязательным компонентом, пронизывающим всю систему обучения русскому языку, следовательно, на каждом уроке русского языка должны создаваться условия для развития речи обучающихся, формирования коммуникативной компетентности.

2. Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти (триместра) и учебного года. В таблице 1 представлено рекомендуемое количество итоговых контрольных работ разных видов.

Таблица 1

Рекомендуемое количество итоговых контрольных работ в 5 классе

Тип работы

Диктант

Изложение

Сочинение

Количество – не менее

3

2

2

3.Содержание и частотность текущего и промежуточного контроля определяются с учётом конкретного УМК и авторской программой, включённой в тот или иной учебно-методический комплект по предмету, степенью сложности изучаемого материала, а также особенностями учащихся каждого класса.

При выборе форм текущего и промежуточного контроля на уроках русского языка в 5 классе предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим уровень сформированности разных компетенций учащихся (лингвистической, языковой, коммуникативной) и метапредметных умений. Контролирующие задания должны обязательно (хотя бы частично) ориентироваться на работу с текстом.

4. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по русскому языку в настоящее время претерпевают значительные изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю русского языка и литературы рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля, увеличив долю сжатых изложений, сочинений-рассуждений по прочитанному тексту, сочинений-миниатюр, тестов разного вида.

5. В предмете «Русский язык» не предусмотрено выделение часов на региональное содержание. Однако учитель вправе привлекать для проведения лингвистического анализа тексты регионального содержания.

Выбор учебника по русскому языку для 5 классаосуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «27» декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://минобрнауки.рф/).

В учебном процессе могут быть использованы учебники русского языка, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования[8].



[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 12.

[2] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 4.

[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286.

[4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282.

[5] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 11.

[6] Там же, с. 6-9.

[7] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – С. 36-44.

[8] Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, 2012/2013 учебный год. Приложение 1. – С. 31-35.



Назад в раздел