• 75-лет победы в Великой Отечественной войне
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Статистика


Яндекс.Метрика

Федеральные государственные образовательные стандарты

Методические рекомендации. Преподавание русского языка в 6-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО Файл: Загрузить


Самородова Н.В., канд. филол. наук,
доцент кафедры теории и
методики предмета АО ИОО

Преподавание русского языка в 6-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО

Учебный предмет «Русский язык» является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Основные цели изучения русского языка в основной школе обозначены в фундаментальном ядре содержания общего образования[1] и примерной программе по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы[2].

В соответствии с целями определяется содержание языкового образования в школе, при отборе которого в 6 классе следует ориентироваться на «Фундаментальное ядро содержания общего образования», примерную программу по русскому языку, авторские программы, включённые в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

Согласно первому и второму варианту базисного учебного плана, представленному в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[3], изучение русского языка на этапе основного общего образования (5 – 9 классы) является обязательным в объеме 735 часов. Общее количество часов на изучение учебного предмета «Русский язык» в 6 классе составляет 210 часов (по 6 часов в неделю).

Примерная программа по русскому языку для 5 – 9 классов определяет инвариантную (неизменную) часть учебного предмета и рассчитана на 661 час. Вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 74 часа (10 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[4]. Вариативная часть предусматривает увеличение / уменьшение количества часов на изучение определенных тем в зависимости от выбора авторов рабочей программы.

Планируемые результаты освоения учебных программ предмета «Русский язык» представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. Их подробное описание содержится в примерной программе по предмету для 5-9 классов[5] и в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (для основной школы)[6].

При составлении рабочей программы по русскому языку учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

1. Количество специальных часов по развитию речи в 6 классе (так же как и в 5 классе) определяется выбранным учебно-методическим комплектом и авторской программой к данному УМК. Вместе с тем развитие речи является обязательным компонентом, пронизывающим всю систему обучения русскому языку, следовательно, на каждом уроке русского языка должны создаваться условия для развития речи обучающихся, формирования коммуникативной компетентности.

2. На уроке русского языка в 6 классе должно уделяться внимание развитию всех видов речевой деятельности (говорению, письму, чтению, слушанию) в их единстве и взаимосвязи.

3. Содержание и частотность текущего контроля определяются с учётом конкретного УМК и авторской программы, включённой в тот или иной учебно-методический комплект по предмету, степенью сложности изучаемого материала, а также особенностями учащихся каждого класса.

4. Промежуточный контроль проводится в конце изучения определенной темы, его содержание и частотность также определяются с учётом конкретного УМК и авторской программы, включённой в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.

5. При выборе форм текущего и промежуточного контроля на уроках русского языка в 6 классе предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим уровень сформированности разных компетенций учащихся и метапредметных умений. Контролирующие задания должны обязательно (хотя бы частично) быть ориентированы на работу с текстом.

6. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти (триместра) и учебного года. В таблице 1 представлено рекомендуемое количество итоговых контрольных работ разных видов.

Таблица 1

Рекомендуемое количество итоговых контрольных работ в 6 классе

Тип работы

Диктант

Изложение

Сочинение

Количество – не менее

3

2

2

7. В связи с изменением формы государственной итоговой аттестации обучающихся по русскому языку рекомендуется внести и соответствующие коррективы в формы контроля (в том числе и итогового), увеличив долю сжатых изложений, сочинений-рассуждений по прочитанному тексту, сочинений на лингвистическую тему, сочинений-миниатюр, тестов разного вида.

8. Возможна замена одного итогового диктанта комплексной контрольной работой, проверяющей сформированность как предметных, так и метапредметных умений (использование различных видов чтения, извлечение информации из различных источников, информационная переработка текстов, различные способы передачи информации в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка).

9. В предмете «Русский язык» не предусмотрено выделение часов на региональное содержание. Однако учитель вправе привлекать для проведения лингвистического анализа тексты регионального содержания.

Выбор учебника по русскому языку для 6 класса осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «19» декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (http://минобрнауки.рф/).

В учебном процессе могут быть использованы учебники русского языка, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования[7].



[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 12.

[2] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 4.

[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286.

[4] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 11.

[5] Там же, с. 6-9.

[6] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – С. 36-44.

[7] Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, 2013/2014 учебный год. Приложение 1. – С. 34-38.



Назад в раздел