• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика

Федеральные государственные образовательные стандарты

Методические рекомендации  по преподаванию учебного предмета «Математика»  в 8-х классе пилотных площадок по введению ФГОС ООО Файл: Загрузить


Чагаева Т.В., методист кафедры
теории и методики предмета АО ИОО

Методические рекомендации
по преподаванию учебного предмета «Математика»
в 8-х классе пилотных площадок по введению ФГОС ООО

«Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит, прежде всего, в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения».[1]

Предметная область «Математика и информатика» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, а также Примерному учебному плану основного общего образования включает в себя учебные предметы: математика, алгебра, геометрия и информатика.

Цели изучения предметов «Алгебра» и «Геометрия».

Одной из целей изучения алгебры является формирование абстрактного мышления школьников. В процессе изучения алгебры развиваются логическое и алгоритмическое мышление; развивается способность совершать такие мыслительные операции, как, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.

Практическая значимость школьного курса геометрии состоит в том, что целью его изучения является приобретение обучающимися конкретных знаний о пространстве, а также практически значимых умений; формирование языка описания объектов окружающего мира; развитие пространственного мышления и интуиции, математической культуры обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия

Содержание математического образования на уровне основного общего образования включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, геометрия, вероятность и статистика, логика и множества, история математики. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на уровне основного общего образования.

В примерной программе основного общего образования по математике представлено два варианта содержания курса математики в 7-9 классах: базовый и углубленный уровень. Увеличение учебных часов для изучения алгебры и геометрии на углубленном уровне происходит за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.

При разработке учебных планов общеобразовательных организаций в соответствии с ФГОС нового поколения необходимо руководствоваться Примерным учебным планом основного общего образования. Примерный учебный план представлен в примерной основной образовательной программе[2]. Согласно примерному учебному плану на обязательное изучение предмета «Алгебра» в 8 классе отводится 105 учебных часов (по 3 часа в неделю), на изучение предмета «Геометрия» - 70 часов (по 2 часа в неделю).

Учебное время, отводимое на изучение алгебры и геометрии, может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Выбор предмета, на изучение которого будет увеличено время, является компетентностью общеобразовательной организации.

В этом случае в содержание курса алгебры и геометрии включаются дополнительные вопросы, способствующие расширению математического кругозора, освоению математического аппарата и развитию математических способностей обучающихся, например: представления об уравнениях-следствиях, о равносильности на множестве, квадратное неравенство с параметром и его решение; решение систем дробно-рациональных неравенств с одной переменной; отношение площадей подобных фигур; площадь правильного многоугольника; теорема Менелая; теорема Птолемея; теорема Чевы.

Полное содержание курса математики в 7-9 классах, изучаемого на углубленном уровне, представлено в примерной программе по математике.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся[3].

В 8-ых классах общеобразовательных организаций, работающих по ФГОС ООО, необходимо использовать учебники из перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ № 253 от 31.03.2014г.)

Учебник

Примечания

Математика

1.

Козлов В.В.,
Никитин А.А.,
Белоносов В.С. и др.
Под ред.
Козлова В.В. и Никитина А.А. Математика: алгебра и геометрия. 8 класс [ООО "Русское слово-учебник"]

Учебник входит в УМК «Математика. 5-9 классы». УМК создан в рамках единой концепции, предусматривающей интеграцию в рамках одного курса алгебры и геометрии, а также дифференцированный подход к обучению математике, который реализуется в трехуровневой системе организации содержания и методического аппарата.

Первый уровень – общегуманитарный, который предполагает овладение таким минимумом знаний, который необходим каждому культурному человеку.

Второй уровень – технологический. Этот уровень должен обеспечить умения и навыки, которые позволят успешно продолжить обучение в старшей школе и вузе.

Третий уровень – специализированный ‑ направлен на воспитание профессионального интереса к математике и сознательному овладению логикой рассуждений.

Алгебра

2.

Башмаков М.И. "Алгебра: учебник для 8 класса" [ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"]

Учебник является продолжением учебника по алгебре для 7 класса. Изложение теоретического материала сопровождается большим количеством примеров и комментариев. Примеры и задачи «Решаем вместе» позволяют получить представление о методах решения разнообразных заданий, предлагаемых в достаточном количестве в конце каждого параграфа. Беседы автора с читателем расширяют представление обучающихся о целях математики и объектах ее исследования. Сюжеты и проекты, имеющиеся в каждой главе, предоставляют богатый материал для индивидуальной или коллективной работы.

3.

Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И., Гриншпон С.Я., Бондаренко Т.Е., Кривякова Э.Н., Лобаненко Н.Б.,, Матушкина З.П., Пичурин Л.Ф., Росошек С.К. "Алгебра: учебник для 8 класса" [ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"]

Учебник входит в УМК по математике для основной школы (5–9 классы). Учебник написан в диалоговой форме, создает условия для индивидуализации учебной деятельности, помогает школьникам достигать успехов в изучении математики.
Предполагается широкое использование ресурсов федерального образовательного портала http://fcior.edu.ru

4.

Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра. 8 класс [ОАО "Издательство" Просвещение"]

Учебник доработан в соответствии с ФГОС ООО. Доработка коснулась как содержания, так и структуры учебника. Учебный текст каждого пункта разбивается на смысловые фрагменты специальными знаками и завершается вопросами, позволяющими проверить, как понято прочитанное. Система упражнений делится на две группы сложности. Каждая глава завершается разделом «Чему вы научились», включающим рубрики «Это надо знать (основные теоретические сведения)», «Это надо уметь (обязательные результаты обучения)» и «Проверьте себя (тест)», и помогающим ученику проверить себя на базовом уровне и оценить возможность выполнения более сложных заданий.

5.

Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова, Шабунин М.И. Алгебра. 8 класс [ОАО "Издательство "Просвещение"]

Данный учебник является частью комплекта учебников алгебры для 7–9 классов, отвечающих всем требованиям ФГОС ООО. Основными содержательными линиями курса являются: числовая, уравнения, неравенства, функциональная, алгебраические преобразования, стохастическая, логические высказывания, мировоззренческая. Учебник содержит материал, изложенный в форме занимательных диалогов, развивающий метапредметные умения и личностные качества обучающихся.

6.

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. / Под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 8 класс [ОАО "Издательство" Просвещение"]

Доработанное математическое содержание учебника позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС.

В системе упражнений специально выделены задания для работы в парах, задачи-исследования, старинные задачи. Приводимые образцы решения задач, пошаговое нарастание сложности заданий, сквозная линия повторения — всё это позволяет обучающимся успешно овладеть новыми умениями.

Учебник ориентирован на решение задач предпрофильного обучения. Каждая глава учебника заканчивается пунктом под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше», содержащим некоторый фрагмент теории и усложненные упражнения. Он может быть использован для индивидуальных заданий обучающимся, для исследовательской и проектной деятельности.

В учебник включён раздел «Исторические сведения», в котором даются исторические зарисовки и комментарии по всем основным темам учебника.

7.

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И, Феоктистов И.Е. Алгебра. 8 класс [ООО "ИОЦ Мнемозина"]

Данный учебник предназначен для изучения алгебры на базовом и повышенном уровне в 8 классе входит в комплект из трех книг: «Алгебра-7», «Алгебра-8» и «Алгебра-9». Его содержание полностью соответствует современным образовательным стандартам, а особенностями являются расширение и углубление традиционных учебных тем за счет теоретико-множественной, вероятностно-статистической и историко-культурной линий. В учебнике представлен большой набор разнообразных по тематике и уровню сложности упражнений.

8.

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебра. 8 класс [ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"]

Учебник предназначен для изучения алгебры в 8 классе общеобразовательных организаций. В нем предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к алгебре. Вместе с дидактическими материалами, и методическим пособием для учителя составляет учебно-методический комплект "Алгебра. 8 класс" (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.). Содержит задания в тестовой форме по изучаемым темам, материалы для повторения, интересные сведения из истории математики.

Учебник входит в систему учебников "Алгоритм успеха".

9.

А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. Алгебра. 8 класс [ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"]

Учебник предназначен для углублённого изучения алгебры в 8 классе и входит в комплект из трёх книг: «Алгебра -7», «Алгебра - 8», «Алгебра - 9».

10.

Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс в 2 ч. [ООО "ИОЦ Мнемозина"]

Учебник основан на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения. Материал имеет внутреннюю систематизацию, взаимосвязанность и преемственность. Хорошо представлен аппарат ориентировки: присутствуют средства дифференциации и идентификации, выделения текста, определений, понятий, задач, пояснений. Каждая глава заканчивается обобщающим разделом "Основные результаты", что способствует контролю и оценке уровня знаний. Наглядность в изложении материала обеспечивается применением графических форм, структурных и табличных схем, текстов и рисунков. Учебник дает возможность обучающимся полноценно усваивать первичные модели (функции) – уравнения - преобразования. Обучение ориентировано на решение алгебраических задач и упражнений, требующих деятельностного участия учащихся; на исследование, на конструирование речевых высказываний, на извлечение информации из разных источников.

11.

Мордкович А.Г., Николаев Н.П. Алгебра 8 класс в 2 ч. [ООО "ИОЦ Мнемозина"]

Учебник для классов с повышенным уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах. Он написан в русле той концепции, которая использована в соответствующем учебнике А. Г. Мордковича для 8-го класса общеобразовательных учреждений, с соблюдением практически того же порядка следования глав и параграфов, но с естественным для математических классов углублением и качественным расширением материала.

12.

Муравин Г.К. Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 8 класс. [ООО "ДРОФА"]

Учебник является частью УМК по математике для 1-11 классов. Теоретический материал разделен на обязательный и дополнительный, система заданий дифференцирована по уровню сложности, каждый пункт главы завершается контрольными вопросами и заданиями, а каждая глава — домашней контрольной работой. В учебник включены темы проектов и сделаны ссылки на интернет-ресурсы.

13.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. [ОАО"Издательство "Просвещение"]

Данный учебник является частью трёхлетнего курса алгебры для общеобразовательных школ. Новое издание учебника дополнено и переработано.

Содержание учебника позволяет дать обучающимся хорошую подготовку по алгебре в объёме традиционной общеобразовательной программы или программы для классов с углублённым изучением математики. Система задач, разбитых на рубрики, помогает ученикам ориентироваться в способах деятельности. Специально выделены в задачном материале задания для устной работы, старинные задачи и задачи более высокого уровня сложности (необязательные для всех). В конце учебника добавлен пункт «Задания на исследование», в котором приводятся задачи, направленные на развитие учебно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся. В ходе выполнения этих заданий формируется умение вести поиск путей решения задачи под руководством учителя в контакте с одноклассниками, прислушиваться к мнению взрослого, делать выводы и обобщения.

Геометрия

14.

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. и др. Геометрия. 8 класс [ОАО"Издательство "Просвещение"]

Учебник возможно использовать как в классах с углубленным обучением математики, так и в общеобразовательных классах.

Задачный материал очень хорошо структурирован по рубрикам: «Разбираемся в решении», «Доказываем», «Исследуем», «Строим», «Работаем с формулой», «Рисуем», «Дополняем теорию», «Участвуем в олимпиаде» и т. п. К каждому параграфу учебников имеются более простые задачи с указанием пункта, к которому они относятся, а к главе даются самые сложные и обобщающие задачи.

15.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы. ОАО "Издательство "Просвещение"

Система задач в учебнике является трёхступенчатой. Первая ступень – это основные задачи и вопросы к каждому параграфу, затрагивающие как тему данного параграфа, так и её связь с предыдущими темами. Вторая ступень – дополнительные задачи к каждой главе, среди которых имеются более трудные, чем основные. Эти задачи могут быть использованы учителем, как для всего класса, так и для отдельных учеников. И, наконец, третья ступень – задачи повышенной трудности по каждому классу. Они дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с обучающимися, проявляющими особый интерес к геометрии, развить и повысить этот интерес. Задания, имеющие электронную версию (единая коллекция ЦОР), отмечены специальным знаком. Добавлены разделы: темы рефератов, исследовательские задачи, список рекомендуемой литературы. Учебник выходит в новом формате с более богатым иллюстративным материалом.

16.

Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. / Под ред. Садовничего В.А. Геометрия. 8 класс [ОАО"Издательство "Просвещение"]

Учебник соответствует ФГОС ООО. В нём максимально используются наглядно-иллюстративные возможности обучения. Доказательства теорем хорошо иллюстрированы. К каждой главе даны вопросы для повторения. Представлены объяснения происхождения многих геометрических терминов, исторические справки, списки дополнительной литературы и ссылки на интернет-ресурсы для продолжения самостоятельного изучения тем, подготовки рефератов и творческих проектных работ. Порядок изложения материала в учебнике отличается от порядка изложения в учебниках Л. С. Атанасяна и др., а также А. В. Погорелова. Изменения имеют своей целью облегчение усвоения материала учащимися.

17.

Глейзер Г.Д. Геометрия: учебник для 8 класса [ООО "БИНОМ. Лаборатория знаний"]

Данный учебник входит в комплект «Геометрия 7–9» Г. Д. Глейзера для общеобразовательных школ. Отличительной особенностью учебника является органическое сочетание теоретического материала с его практическими приложениями, наличие разнообразных примеров, решений типовых задач, заданий для самопроверки и справочного материала.

18.

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Геометрия. 8 класс [ООО Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ"]

Учебник предназначен для изучения геометрии в 8 классе общеобразовательных организаций. Учебник содержит большой и интересный дидактический материал: упражнения для повторения, задания в тестовой форме и др. Предусмотрена уровневая дифференциация, дополнительные материалы, позволяющие формировать у школьников познавательный интерес к предмету. Вместе с дидактическими материалами, и методическим пособием для учителя составляет учебно-методический комплект "Геометрия. 8 класс" (авторы Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.).

Учебник входит в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха".

19.

Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 класс [ОАО "Издательство "Просвещение"]

Содержание учебника позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС ООО. Учебник отличается полнотой и строгостью изложения, его особенностью является лаконичное изложение материала. Теория в учебнике даётся на высоком научном уровне. Контрольные вопросы к каждому параграфу помогают лучше его понять. В результате доработки по новым стандартам в учебник добавлены пункты: «Замечательные точки в треугольнике»; «Геометрические преобразования на практике»; «Равенство фигур»; «Измерение углов, связанных с окружностью»; «Вписанные и описанные четырёхугольники»; «Равновеликие фигуры». Учебник дополнен рассказом о классических задачах древности, неразрешимых с помощью циркуля и линейки.

Издание доработано и в художественном направлении. Большое количество фотографий из жизни позволяет увидеть геометрию в окружающем мире, выделить геометрические фигуры и формы, их расположение в реальных объектах.

20.

Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 классы [ООО "ИОЦ Мнемозина"]

Учебник соответствует программе по математике для общеобразовательных организаций. Помимо классической геометрии на плоскости в качестве дополнительного материала включены также вопросы геометрии пространства, научно-популярной и современной геометрии, топологии и т.д.

21.

Шарыгин И.Ф. 7-9 классы [ООО "ДРОФА"]

Учебник по геометрии для общеобразовательных школ реализует авторскую наглядно-эмпирическую концепцию построения школьного курса геометрии. Это выражается прежде всего в отказе от аксиоматического подхода. Особое внимание уделено методам решения геометрических задач. Система задач дифференцирована по уровням сложности, кроме того, в теоретической части разделы, отмеченные звездочкой, предназначены для углубленной подготовки.



[1] А.Д. Александров, академик Академии наук СССР, ректор Ленинградского Университета (1952-1964 гг.)

[3] Статья 30, статья 58 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»




Назад в раздел
 
 
   
Вы находитесь на старой версии сайта.
Новый сайт расположен по адресу: www.onedu.ru
×