| |||||
Статистика
| РУКОВОДИТЕЛЮ ДОУ Методические рекомендации Руководители ДОУ должны уделять особое внимание работе с педагогическими кадрами. Необходимо хорошо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, чтобы грамотно определить его место в образовательном процессе, включить в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения. При изучении коллектива руководители ДОУ должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирического характера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоретического (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация теоретических знаний). I. Эмпирические методы. Изучим терминологию. Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью. Беседа — самостоятельный вид или дополнительный метод исследования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Анкетирование — метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу. Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Педагогический опыт — отрефлексированная деятельность педагога. Передовой педагогический опыт — педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого. Самоанализ педагогической деятельности — изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Предлагаем вашему вниманию некоторый инструментарий, который используется при изучении педагогического коллектива и планирования дальнейшей работы по повышению профессиональной квалификации педагогов. Карта самооценки педагогической деятельности 1. ФИО_______________________________________________ 2. Должность _________________________________________ 3. Квалификация ________________________________________ 4. Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, административный, индивидуальный)________________ 5. Ваши трудности в педагогической деятельности____________ 6. Чья помощь Вам необходима?__________________________ 7. Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности?_____________________________________________ 8. Ваша методическая тема (самообразование):________________ 9. Какие открытые мероприятия Вы хотели бы провести (форма проведения, тема, контингент, направленность, городское, внутрисадовское мероприятие):_____________________________________ 10. Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вам наиболее интересны у коллег:_____________ 11. Планы будущего года Принять участие _______________________________________ Провести __________________________________________________ Изучить_______________________________________________ Представить свой опыт работы____________________________ Другое______________________________________________ Анкета, выявляющая отношение педагога к воспитательно-образовательному процессу, его педагогическую позицию Уважаемый воспитатель! Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников. Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5»; если в большей степени согласны, чем не согласны, — «4»; если согласны и не согласны в равной степени — «3»; если в большей степени не согласны, чем согласны, — «2»; если полностью не согласны — «1». 1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий___ 2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы___ 3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем___ 4. Послушание детей — заслуга педагога___ 5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все что угодно __________ 6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя___ 7. Основная цель воспитателя — реализовать требования программы воспитания и обучения детей ___ 8. Главная задача воспитательно-образовательной работы — вооружение детей знаниями, умениями, навыками___ 9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей 10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям___ 11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам___ 12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей___ 13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо 14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле___ Благодарим Вас за сотрудничество. II. Теоретические методы. Рассмотрим основные понятия. Анализ — логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств. Анализ (как метод управления) — способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленческом процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свойства, отношения каждого из них в отдельности, определяются предметное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления. Анализ педагогической информации — функция управления, направленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих параметров по переводу системы в новое качественное состояние. Анализ педагогического опыта — способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвоения и закономерных связей между ними. Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. Конкретизация — один из приемов познания. В отличие от абстракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете. Предлагаем вашему вниманию анализ, предложенный А.Н.Троян. Алгоритм педагогического анализа занятия (по А.Н.Троян) 1 этап. Сбор информации для анализа 1.1. Изучение плана воспитателя: а) какое место занимает данное занятие в системе занятий ______; б) вид, тип, тема занятия ________________________________; в) усвоение детьми программного материала на предыдущих занятиях (учет)_____________________________________________; г) программное содержание данного занятия _____________. 1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного вида, определение главного звена, направления анализа _________. 1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в ходе изучения планов, записей посещения)______________________. 1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной схеме (удобной для наблюдателя) _________________________ . 1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного содержания занятия _____________________________________ . 1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных __. 2 этап. Характеристика элементов занятия 2.1. Характеристика программного содержания: а) соответствие задач программе группы _______________________; б) соответствие задач уровню развития детей ________________; в) объем программного материала ________________________. 2.2. Характеристика деятельности воспитателя: а) выделить приемы, используемые воспитателем для решения каждой поставленной задачи _____________________________; б) оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия, требованиям методики ___________________________________; в) оценить правильность применения, использования приемов ________________________. 2.3. Характеристика деятельности детей: а) освоение детьми программного содержания _____________; б) особенности поведения: активность, внимание, интерес, отношение к занятию ________________________________________; в) учебные навыки детей ___________________________. 2.4. Характеристика условий проведения занятия: а) санитарно-гигиенические: выделить, оценить их соответствие требованиям ____________________________________________; б) материальные __________________________________; в) организационно-педагогические ____________________. 3 этап. Характеристика связей между элементами, их взаимодействие 3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия и программным содержанием: а) соответствует ли программное содержание типу занятия: дает ли тема занятия реализовать данное программное содержание __________________________________________________; б) соответствует ли программное содержание теме занятия: дает ли тема занятия возможность для реализации программного содержания ______________________________________________________________. 3.2. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью воспитателя: а) предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи _____________________________ _________________________________________________________; б) возможно ли данной совокупностью приемов полно и качественно решить каждую из поставленных задач ________________. 3.3. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для получения такой оценки необходимо сопоставить, сравнить данные п.п. 1.1, 2.1 с усвоением программного содержания детьми (п. 2.3)_________________. 3.4. Характеристика связи между программным содержанием и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.4 и 2.1___________________________________________________________. 3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и деятельностью детей: а) сопоставить п.п. 2.3 и 2.2 и на этой основе оценить результативность методики занятия _______________________________; б) сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности его поведения с особенностями поведения ____________________; в) оценить, умеет ли воспитатель контролировать и анализировать деятельность детей, и на этой основе корректировать свои действия, применение приемов ________________________________. 3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.2 и 2.4______. 3.7. Характеристика связи между условиями проведения занятия и деятельностью детей ___________________________________ . 4 этап. Формулировка выводов и предложений 4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить характеристики п.п. 2.1, 2.3, 3.1, 3.3 ______________________________________________________________________________. 4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации наиболее существенные факты, аргументирующие полученную оценку _____________________________________________. 4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для чего обратиться к п.п. 2.2, 2.4, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7_____________________________________________________________________. 4.4. На основании оценки и причин, определивших ее, сформулировать предложения и рекомендации__________________________________________________________________. При составлении рекомендаций использована следующая литература: 1. Менеджмент и маркетинг в образовании: Терминологический словарь – справочник / авт.- сост. Б.Ю. Пахомова и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 2. А.Н.Троян. Управление дошкольным образованием. Творческий центр «Сфера». – М. 2006. Материал подготовлен Пахомовой Б.Ю.; методистом кафедры управления образованием АО ИППК РО Назад в раздел | ||||
©2024, "АО ИОО" | (8182) 68-38-92 | ioo@onedu.ru |