• Профилактика гриппа коронавирусной инфекции и ОРВИ
  • Горячие линии  по организации дистанционного обучения и работы школ и колледжей в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации
  • Организуем дистанционное обучение
  • Как пользоваться электронным каталогом
  • Бюллетень новых поступлений в библиотеку
  • Региональный центр финансовой грамотности Архангельской области
  • ФГОС ДО
  • Юрайт - электронная библиотека
  • Электронный каталог
  • Центр профилактики социального сиротства
  • ФГОС обучающихся с ОВЗ
  • ПНП «Образование»
  • Областной клуб «Учитель года»
  • Независимое педагогическое издание "Учительская газета"
 
       
 
 
Статистика


Яндекс.Метрика



РУКОВОДИТЕЛЮ ДОУ

Методические рекомендации

Руководители ДОУ должны уделять особое внимание работе с педа­гогическими кадрами. Необходимо хорошо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, чтобы грамотно определить его место в образовательном процессе, включить в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

При изучении коллектива руководители ДОУ должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирическо­го характера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изу­чение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоре­тического (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкре­тизация теоретических знаний).

I. Эмпирические методы.

Изучим терминологию.

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в кон­кретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и про­верке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью.

Беседа — самостоятельный вид или дополнительный метод ис­следования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяс­нение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование — метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу.

Тестирование — метод психологической диагностики, использу­ющий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Педагогический опыт — отрефлексированная деятельность педагога.

Передовой педагогический опыт — педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого.

Самоанализ педагогической деятельности — изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элемен­тами педагогических явлений, определение путей дальнейшего со­вершенствования образовательного процесса.

Предлагаем вашему вниманию некоторый инструментарий, который ис­пользуется при изучении педагогического коллектива и пла­нирования дальнейшей работы по повышению профессиональной квалификации педагогов.

Карта самооценки педагогической деятельности

1. ФИО_______________________________________________

2. Должность _________________________________________

3. Квалификация ________________________________________

4. Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимо­контроль, административный, индивидуальный)________________

5. Ваши трудности в педагогической деятельности____________

6. Чья помощь Вам необходима?__________________________

7. Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности?_____________________________________________

8. Ваша методическая тема (самообразование):________________

9. Какие открытые мероприятия Вы хотели бы провести (форма проведения, тема, контингент, направленность, городское, внутрисадовское мероприятие):_____________________________________

10. Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вам наиболее интересны у коллег:_____________

11. Планы будущего года

Принять участие _______________________________________

Провести __________________________________________________

Изучить_______________________________________________

Представить свой опыт работы____________________________

Другое______________________________________________

Анкета, выявляющая отношение педагога

к воспитательно-образовательному процессу,

его педагогическую позицию

Уважаемый воспитатель!

Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процес­са воспитания и обучения дошкольников. Если Вы полностью согласны с тем или иным утверждением, поставьте напротив него балл «5»; если в большей степени согласны, чем не согласны, — «4»; если согласны и не согласны в равной степени — «3»; если в большей степени не согласны, чем согласны, «2»; если полностью не согласны «1».

1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий___

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффек­тивность воспитательно-образовательной работы___

3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем___

4. Послушание детей — заслуга педагога___

5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все что угодно __________

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя___

7. Основная цель воспитателя — реализовать требования про­граммы воспитания и обучения детей ___

8. Главная задача воспитательно-образовательной работы — во­оружение детей знаниями, умениями, навыками___

9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей

10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям___

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, ко­торые соответствуют поставленным педагогом задачам___

12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей___

13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле___

Благодарим Вас за сотрудничество.

II. Теоретические методы.

Рассмотрим основные понятия.

Анализ — логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, эле­менты или признаки, их сопоставление и последовательное изуче­ние с целью выявления существенных качеств и свойств.

Анализ (как метод управления) — способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленчес­ком процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свой­ства, отношения каждого из них в отдельности, определяются пред­метное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления.

Анализ педагогической информации — функция управления, на­правленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выра­ботку регулирующих параметров по переводу системы в новое ка­чественное состояние.

Анализ педагогического опыта — способ исследования педагоги­ческих объектов, позволяющий вычленять отдельные части из цело­го и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвое­ния и закономерных связей между ними.

Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном со­единении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на от­влечении от несущественных признаков предметов, явлений и выде­лении в них основного, главного.

Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оцени­вать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффектив­но управлять этим развитием.

Конкретизация — один из приемов познания. В отличие от абст­ракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете.

Предлагаем вашему вниманию анализ, предложенный А.Н.Троян.

Алгоритм педагогического анализа занятия

(по А.Н.Троян)

1 этап. Сбор информации для анализа

1.1. Изучение плана воспитателя:

а) какое место занимает данное занятие в системе занятий ______;

б) вид, тип, тема занятия ________________________________;

в) усвоение детьми программного материала на предыдущих за­нятиях (учет)_____________________________________________;

г) программное содержание данного занятия _____________.

1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного вида, определение главного звена, направления анализа _________.

1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в ходе изучения планов, записей посещения)______________________.

1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной схеме (удобной для наблюдателя) _________________________ .

1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного содержания занятия _____________________________________ .

1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных __.

2 этап. Характеристика элементов занятия

2.1. Характеристика программного содержания:

а) соответствие задач программе группы _______________________;

б) соответствие задач уровню развития детей ________________;

в) объем программного материала ________________________.

2.2. Характеристика деятельности воспитателя:

а) выделить приемы, используемые воспитателем для решения каждой поставленной задачи _____________________________;

б) оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия, требованиям методики ___________________________________;

в) оценить правильность применения, использования приемов ________________________.

2.3. Характеристика деятельности детей:

а) освоение детьми программного содержания _____________;

б) особенности поведения: активность, внимание, интерес, отно­шение к занятию ________________________________________;

в) учебные навыки детей ___________________________.

2.4. Характеристика условий проведения занятия:

а) санитарно-гигиенические: выделить, оценить их соответствие

требованиям ____________________________________________;

б) материальные __________________________________;

в) организационно-педагогические ____________________.

3 этап. Характеристика связей между элементами, их взаимодей­ствие

3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия и программным содержанием:

а) соответствует ли программное содержание типу занятия: дает ли тема занятия реализовать данное программное содержание __________________________________________________;

б) соответствует ли программное содержание теме занятия: дает ли тема занятия возможность для реализации программного содер­жания ______________________________________________________________.

3.2. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью воспитателя:

а) предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи _____________________________

_________________________________________________________;

б) возможно ли данной совокупностью приемов полно и каче­ственно решить каждую из поставленных задач ________________.

3.3. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для получения такой оцен­ки необходимо сопоставить, сравнить данные п.п. 1.1, 2.1 с усвоени­ем программного содержания детьми (п. 2.3)_________________.

3.4. Характеристика связи между программным содержанием и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.4 и 2.1___________________________________________________________.

3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и деятельностью детей:

а) сопоставить п.п. 2.3 и 2.2 и на этой основе оценить результа­тивность методики занятия _______________________________;

б) сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности его поведения с особенностями поведения ____________________;

в) оценить, умеет ли воспитатель контролировать и анализиро­вать деятельность детей, и на этой основе корректировать свои дей­ствия, применение приемов ________________________________.

3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.2 и 2.4______.

3.7. Характеристика связи между условиями проведения занятия и деятельностью детей ___________________________________ .

4 этап. Формулировка выводов и предложений

4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить характеристи­ки п.п. 2.1, 2.3, 3.1, 3.3 ______________________________________________________________________________.

4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации наи­более существенные факты, аргументирующие полученную оценку _____________________________________________.

4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для чего обратиться к п.п. 2.2, 2.4, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7_____________________________________________________________________.

4.4. На основании оценки и причин, определивших ее, сформули­ровать предложения и рекомендации__________________________________________________________________.

При составлении рекомендаций использована следующая литература:

1. Менеджмент и маркетинг в образовании: Терминологический словарь – справочник / авт.- сост. Б.Ю. Пахомова и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.

2. А.Н.Троян. Управление дошкольным образованием. Творческий центр «Сфера». – М. 2006.

Материал подготовлен Пахомовой Б.Ю.; методистом кафедры управления образованием АО ИППК РО



Назад в раздел